Неоконченная пьеса для механического пианино / An Unfinished Piece for Player Piano
год 1976
страна СССР
русcкий язык / ENGLISH subтитры
режиссер Никита Михалков
сценарий Александр Адабашьян, Антон Чехов, Никита Михалков
директор фильма Татьяна Жигаева
оператор Павел Лебешев
композитор Эдуард Артемьев
художник Александр Адабашьян, Александр Самулекин, Майя Абар-Барановская
время 103 мин.
В главных ролях: Александр Калягин, Елена Соловей, Евгения Глушенко, Антонина Шуранова, Юрий Богатырев, Олег Табаков, Николай Пастухов, Павел Кадочников, Никита Михалков, Анатолий Ромашин
«Представления русского кино» – третий фильм:
какие мы знаем хорошие фильмы, снятые на русском языке? какие из них самые хорошие? какие из них в наибольшей степени выражают нашу связь с русскоязычной культурой?! какое кино рассказывает о нас наиболее точно и правдиво? какие фильмы мы выбрали бы для показа людям, которые не говорят по-русски? На эти вопросы мы будем отвечать фильмами каждую декабрьскую среду вечером. Ответы, а точнее выбор фильмов, иногда будет неожиданным, иногда – очень предсказуемым. Обязательное условие – титры на английском языке. Обязательное условие – выбор фильма каждый раз – это личный выбор кого-то из нас с вами. Устраивая такой цикл показов в декабре 2010, мы стремимся только начать разговор о русском кино, будем ждать упреков, несогласия с выбором, и, соответственно, ваших предложений и идей – что для вас ЛИЧНО русское кино, что для вас ЛИЧНО русская культура. Мы будем возвращаться к такому циклу фильмов как можно чаще, постараемся писать английские титры и каждый раз устраивать обсуждения и праздник.
Выбор фильма Гриша Служитель:
«На сегодняшний день личность Никиты Михалкова вызывает много противоречий. Мне не хотелось бы обсуждать общественную деятельность Михалкова и художественную ценность его последних картин. Достаточно посмотреть 2-3 фильма, созданные им примерно 30 лет назад, чтобы понять насколько он большой режиссер.
«Неоконченная пьеса для механического пианино» на мой вкус – лучший фильм Михалкова. И по слаженности актерского ансамбля и по смелости замысла, этот фильм стоит особняком во всем творчестве режиссера. Снятый в середине эпохи «застоя» , он выглядит гораздо современней большинства картин того времени. Сама по себе история – коллаж из обрывком, заметок, сюжетов и готовых пьес Антона Чехова. Думаю, цельность, законченность истории, в основном, заслуга одного из лучших отечественных сценаристов – Александра Адабашьяна. Как и в лучших работах самого Чехова, так и в этом фильме, сюжетная канва, череда внешних событий по значимости уступает место рефлексии и настроению героев. Как часто бывает у Чехова, самое главное произошло много лет назад, а сейчас мы видим лишь сожаление или отчаяние по поводу прошлого. Следуя автору оригинальных текстов, фильм проникнут и мировоззрением Чехова. Здесь есть и его цинизм, и юмор и, пусть слабая, но надежда на лучшее.
В конце 70х- начале 80х в «хорошем» отечественном кино превалировала тема «слабых». Достаточно назвать фильм «Полеты во сне и на яву». Где главный герой О.Янковского – талантливый умный и обаятельный неудачник, не способный распутать клубок довольно умозрительных проблем. Та же тема присутствует и в «Неоконченной пьесе», где главные герои обманывают самих себя и близких, придумывают себе идеалы и стремления, в которые , на самом деле не верят и самое главное, бояться быть счастливыми.»
В горах мое сердце / My Heart is in the Highlands
год 1967
страна СССР
русcкий язык / ENGLISH subтитры
режиссер Рустам Хамдамов, Инесса Киселева
сценарий Эдгар Дубровский, Уильям Сароян
оператор Владимир Дьяконов
время 40 мин.
Выбор фильма Таня Карасева:
“Мне захотелось показать « В горах мое сердце », потому что для меня это такой неопознанный летающий объект, случайно залетевший в советский кинематограф образца 1967 года и исчезнувший не оставив следа (или почти не оставив следа – все-таки Хамдамова считали своими учителем такие люди, как Кончаловский или Муратова). Дело не в том, что фильм стилизован под немое кино, ведь стилизация – дело нехитрое; дело в духе радостного абсурда, которым он проникнут. Печально-абсурдных фильмов в отечественном кино достаточно, а вот радостных я больше не вспомню… Сюжет простой, но одновременно сбивчивый и под конец вообще сходящий на нет, но если попытаться определить о чем фильм, то я бы сказала, что он о свободе творчестве, которая может проявляться в чем угодно: и в том, чтобы упорно оставаться « величайшим неизвестным поэтом мира », как один из героев фильма, и в том, чтобы « играть песни, которые заставляют сердца трепетать от боли и радости », как другой его герой, и в том, чтобы выклянчивать еду и вино у лавочника…. И, конечно, в том, чтобы снимать, как снимает Хамдамов: как художник, как музыкант и как поэт. В общем очень необычный и радостный фильм, снятый режиссером с очень странной судьбой (но это уже отдельный разговор).”
_
«Introduction of Russian cinematography» – third film
What are the good movies filmed in Russian that we know? Which ones are the best? Which of them in the highest extent represent our link to Russian culture? What movies tell about us – russians – in the most fair and truthful way? Which movies would we choose to show to people that do not speak Russian? These are the questions we would like to give answers to by showing Russian movies every Wednesday during the whole December. The answers, to be more exact, the choice of the movies might be sometimes surprising, sometimes obvious. The mandatory condition is subtitles in English. The essential condition – every time choosing a movie is someones personal choice. Performing such screening cycle in December of 2010 we try to initiate a dialogue about Russian movies (cinematography), so we expect some reproaches, contradictive opinions about chosen movie, and of course we hope to receive your suggestions and ideas on: what is a Russian movie for you PERSONALLY, what means the Russian culture PERSONALLY for you. We wish to practice such screening cycles as often as possible, we’ll try to write English subtitles to some movies if necessary, arrange discussions and make it fun.
An Unfinished Piece for Player Piano / Неоконченная пьеса для механического пианино
Filmed in 1976
USSR,
russian / english subtitles
Directed by: Nikita Mikhalkov
Screenplay authors: Aleksandr Adabashyan, Anton Chekhov, Nikita Mikhalkov
Film Director: Tatyana Zhigayeva
Film Operator: Pavel Lebeshev
Music by: Eduard Artemyev
Hand artist: Alexandr Adabashyan
Running time: 93 min
Starring: Aleksandr Kalyagin, Yelena Solovey, Yevgeniya Glushenko, Antonina Shuranova, Yuri Bogatyryov, Oleg Tabakov, Nikolai Pastukhov, Pavel Kadochnikov, Nikita Mikhalkov, Anatoli Romashin, Natalya Nazarova, Kseniya Minina, Sergey Nikonenko, Sergei Guryev
Choice of the movie Grisha Sluzhitel:
“Nowadays there is a lot of controversy surrounding Nikita Mikhalkov’s personality. I don’t feel like discussing his public activity or the artistic quality of his recent movies. But watching a couple of films that he created about 30 years ago would be enough to realize that he is a great film director.
An Unfinished Piece for Player Piano is the best film by Mikhalkov, as far as I’m concerned. It stands out in his filmography both by the audacity of its conception and by the cohesion displayed by the actors’ team. Shot right in the middle of the stagnation era, it looks much more modern than most of the movies of that time. The story itself is a patchwork made of fragments, notes, story lines and plays by Anton Chekhov. I think that the story owns its consistency to one of the best Russian script writers Alexander Adabashian. Just like in the best Chekhov’s pieces, the plot itself and the succession of events are given less importance than the thoughts and the mood of the characters. In a typical Chekhov’s way, the most important things have happened a long time ago and all we see now is just despair and regrets about the past. Chekhov’s vision of reality is also very present in the film: his cynisism, his humor and his hope for the future, feeble but still existant.
In late seventies and early eighties the « good » Soviet cinema was dominated by the theme of the « weak». A typical example would be Flights in Dreams and Reality whose main character played by Oleg Yankovsky is a talented and attractive loser unable to cope with a whole bunch of problems that in the end are more theoretical than real. The same happens in the Unfinished Piece where the characters lie to themselves and to their loved ones, invent ideals and ambitions they don’t really believe in and, most important, are afraid of being happy.”
My Heart is in the Highlands / В горах мое сердце
filmed in 1967
USSR
russian / english subtitles
Directed by: Rustam Hamdamov, Inessa Kiseleva
screenplay by Edgar Dubrovsky, William Saroyan
Film Operator: Vladimir Diakonov
Running time 40 min.
Choice of the movie Tanya Karaseva:
«I chose to screen My Heart is in the Highlands because I see it as some kind of UFO that landed by accident on the planet called ‘Soviet cinema of the sixties’ and disappeared without a trace. Or, better said, almost without a trace, since the masterpiece of Khamdamov has forever marked such directors as Konchalovsky or Muratova. The whole peculiarity of the film doesn’t come from its silent-film-appearance, the retro style not being a big achievement in itself, but rather from the happy and cheery absurdity it conveys. And while melancholic absurdity is something pretty common for Soviet/Russian cinema, I can’t think of another happily absurd movie… The simple story told by the film seems to be gradually dissolving as it moves towards the end, but if I had to tell what it is all about, I’d say that the film is about creative freedom which can be found in anything: in being « the greatest unknown poet living » like on of the film characters, or in « playing songs that make hearts leap with joy and grief » as another character does, or in making up stories in order to cajole a grocer to give you some food and wine… And of course in shooting the way Khamdamov does, combining art, poetry and music. I invite everyone to watch this joyful and truly bizarre film made by a director with a very strange professional destiny ( but this story is too long to be told here).»