Бумажная луна / Paper Moon
год 1973
страна США
английский / русские титры
режиссер Питер Богданович / Peter Bogdanovich
сценарий Джо Дэвид Браун, Элвин Сарджент
продюсер Питер Богданович, Фрэнк Маршалл
оператор Ласло Ковач
композитор Харольд Арлен
время 102 мин.
В главных ролях: Райан О`Нил, Тейтум О’Нил, Мэдлин Кан, Джон Хиллерман, П.Дж. Джонсон, Джесси Ли Фултон, Джеймс Н. Харрелл, Лайла Уотерс, Ноубл Уиллингэм, Боб Янг
Выбор фильма Саша Аневский, Таня Карасева:
«Бумажную луну» Питера Богдановича мы хотели показать и анонсировали еще летом. Оказалось, что к этому фильму нет титров и нам пришлось показывать Вуди Аллена.
Сейчас мы показываем этот фильм, потому что сами написали титры! Точнее это Таня Карасева написала, но КИНОСРЕДА – это теперь не только наш общий кинотеатр, это еще и мастерская по переводу любимых фильмов, кажется, мы можем переводить что угодно – мы открыты для предложений! Мы можем переводить на русский язык и будем стараться переводить русскоязычные фильмы на английский и показывать их… всему миру! Мы предлагаем, а точнее призываем всех, кто хочет практиковать свои навыки в знании иностранных языков – английского, французского, итальянского, немецкого, урду или любого другого включиться в эту работу – это хорошая и интересная практика. Мы постараемся получить редакторскую помощь в этом деле от наших друзей из разных стран. Вобщем это веселое и правильное дело. В эту среду – наш первый опыт такой работы, спасибо Тане – профессиональному переводчику, девушке, без которой мы ничего вышеперечисленного сделать не сможем.
Конечно «Бумажная луна» – один из моих любимейших фильмов. Это очень американский (или точнее «истинно американский») фильм, снятый таким примечательным человеком. В начале 1960-х Питер Богданович был известен как программатор фильмов в музее современного искусства в Нью-Йорке. Заядлый киноман, в юности он смотрел по 400 фильмов в год и находился под влиянием французских критиков 1950-х, которые писали для «Кайе дю синема», особенно под влиянием Франсуа Трюффо. В 1968 году, после того, как критики «Кайе дю синема» Жан-Люк Годар, Клод Шаброль и Эрик Ромер создали «Новую Волну» и стали снимать собственные фильмы, Богданович решил стать режиссёром.
32-летний Богданович был провозглашён критиками вундеркиндом после выхода в 1971 году фильма «Последний киносеанс». Картина получила 8 номинаций на «Оскар», включая лучшего режиссёра, и выиграла две из них. «Бумажная луна», комедия с Райаном О’Нилом и его 10-летней дочерью Татум О’Нил (которая получила за эту роль «Оскар» как лучшая актриса второго плана), оказалась высшей точкой карьеры Богдановича.
Может быть этот фильм – американский аналог «Собачьего сердца» Владимира Бортко. Такой же хороший. Но еще и то и другое – удивительные стилизации – черно-белые кадры, темп, оживает атмосфера другой эпохи, эпохи Америки 30-х, как будто что-то очень важное проходит сквозь экран, время, сквозь историю – двое людей вместе стараются выжить, как-то пережить одиночество, совершая такую одиссею, Дорогу Домой, полную каких-то приключений-полуафер; смешных и трагических эпизодов, которые учат их любви как ощущению Дома…
Питер Богданович снял много фильмов – менее успешных, всегда занимаясь кинокритикой (используя свои энциклопедические знания по истории кинематографа, написал несколько книг, пользовавшихся успехом). Это ведь кажется таким невероятным – как в одном человеке живет хороший режиссер и хороший критик. Правда последнее время в дополнение к постановке нескольких телевизионных фильмов, Богданович периодически исполнял роль психотерапевта в сериале «Клан Сопрано» или озвучил врача в одном из эпизодов «Симпсонов». Удивительный человек! Может быть это все старческий маразм, но кажется, это вообще такая американская особенность – при огромной эрудиции и интеллектуальной культуре быть открытым для «развлекательных», легких опытов в искусстве, считать так называемую поп-культуру вполне себе достойной музеев, искать баланс между общедоступным и элитарным.
http://blogdanovich.com/