Древо желания / Natvris khe
СССР, Грузия-фильм, 1976
грузинский язык / русские субтитры
режиссер Тенгиз Абуладзе
сценарий Тенгиз Абуладзе, Реваз Инанишвили, Георгий Леонидзе
директор фильма Александр Ягарбеков, Резо Квеселава, Нино Натрошвили
оператор Ломер Ахвледиани
композитор Яков Бобохидзе, Бидзина Квернадзе
художник Реваз Мирзашвили
монтаж Гулико Омадзе
время 107 мин.
В главных ролях: Лика Кавжарадзе, Сосо Джачвлиани, Заза Колелишвили, Котэ Даушвили, Софико Чиаурели, Кахи Кавсадзе, Эроси Манджгаладзе, Отар Мегвинетухуцеси, Рамаз Чхиквадзе, Георгий Гегечкори
Выбор фильма Зураб Кения:
« Пришло время перемен…
Многие боятся, некоторые предвкушают, а кто-то действует…
Хватит! Довольно! Постукивает сердце, но глупый разум толкает нас в скорлупу безжалостности и бессердечия.
«Древо желания» – это фильм о том, как, жертвуя самым дорогим – возможностью слушать нежное чириканье птиц, два маленьких сердца взорвали всё, заставили людей стыдиться своего страха.
Когда я посмотрел его в первый раз, жутко хотелось просто упасть в грязь и разводить руками… Но со временем пришло ощущение, что надо всегда, не боясь, идти вперед.
Девушкам советую запастись носовыми платками. )
…из книги «3500 кинорецензий»: Этот фильм Тенгиза Абуладзе, автора известной «Мольбы», принадлежащей к изощрённой «пластической школе» конца 60-х годов, представляет собой интересную попытку найти контакт со зрителем, не теряя многозначности содержания, поэтической символики и изысканности изобразительной формы. Думается, успех «Древа желания» заключается в том, что режиссёру удалось преодолеть некоторую отвлечённость и неопределённость притчи, привязав действие к реальному времени. Он насытил метафорический стиль приметами подлинной жизни, дав яркие зарисовки национальных характеров. Данная лента может показаться поначалу неторопливым, чуть ироничным описанием нравов жителей грузинской деревни Патардзеули, отдалённой от всего мира. Но сам ход событий взрывает изнутри это замкнутое существование, обнажая его косность и ограниченность. Причём Абуладзе помещает сюжет в поле исторической ситуации. И тогда рассказанные им частные случаи приобретают обобщённый смысл, а жизнь отдельно взятого села становится как бы моделью мира, который находится на изломе, ожидает с тревогой и надеждой грядущие перемены. Так что поэтическое обобщение вырастает из самого повествования.
Обратившись к рассказам Георгия Леонидзе, которые одновременно поэтически и трагикомически рисуют жизнь в дореволюционной Грузии, также поведав возвышенную, но уже трагическую по своему звучанию историю загубленной любви юных Мариты и Гедиа, постановщик «Древа желания» смог увидеть давние события с исторической перспективы, однако без вневременного принципа притчи, что всё-таки было свойственно «Мольбе». Именно дистанция времени делает характеры более объёмными, а метафоризм сюжета приобретает социальный смысл. Притчевое начало здесь не явно, а скрыто, оно словно растворено в повествовании. Притча стремится превратиться в параболу, то есть в произведение, которое источает из себя смысл — как свет, где метафоричность находится внутри действия. Экранная реальность обращена к обыкновенной жизни, но таящийся в глубине метафорический смысл явлений выносится на поверхность будто по геометрической параболе.