Feed on
Posts
Comments

 

Киносреда стартует в новом месте. Каждую среду сентября, чуть раньше, чем обычно – в восемь вечера (приходить стоит пораньше – в 19.30), мы показываем кино в клубе «Артплей», это на Курской, на территории многочисленных дизайн бюро, магазинов и школ. Там очень приятная европейская обстановка, а сам клуб – красивое большое помещение (с относительно недорогим баром). Обычно здесь проходят концерты хорошей электронной музыки и разные конференции. Мы очень надеемся, что всем понравится, волнуемся и приглашаем на первый экспериментальный показ в среду вечером 05 сентября. Вход бесплатный. Даже, пожалуй, мы просим всех наших друзей прийти на Артплей, чтобы, во-первых, поддержать новое место, и во-вторых – составить свое мнение о том, что возможно и невозможно для нашего сообщества в этих стенах.

Музей советских игровых автоматов по-прежнему остается нашей любимой базой, там один раз в неделю (наверное, это будет понедельник, подождите анонса) мы будем показывать русскоязычные фильмы с английскими субтитрами. Для этого проекта мы ждем идей и предложений так же, как и для киносред в клубе Артплей.

Что касается фильмов, которые мы будем показывать на Артплее в сентябре, пускай пока это будет совсем разное кино, обязательное условие – у каждого кинопоказа есть автор, каждый фильм – это чей-то личный выбор, возможность поделиться с друзьями и совершенно незнакомыми людьми своим собственным открытием кино.

 

среда 05 сентября 2012

Аталанта / L’Atalante

Франция, 1934

французский язык / русские субтитры

режиссер Жан Виго / Jean Vigo

сценарий Жан Гине, Альбер Риера, Жан Виго

продюсер Жак-Луи Нунез

оператор Борис Кауфман

композитор Морис Жобер

время 89 мин.

В главных ролях: Мишель Симон, Дита Парло, Жан Дасте, Жиль Маргаритис, Луи Лефевр, Морис Жилль, Рафаэль Дилижан, Клод Авлин, Рене Блех, Фанни Клар

Выбор фильма Саша Аневский:

«В прошедшую субботу на бульварах Олег Василик показывал и комментировал фильм Михаила Кауфмана «Москва 1927», который этим летом был показан на Киносреде. Оба показа произвели на меня сильное впечатление – иногда кадры этой старой документальной картины казались очень современными, снятыми вчера. И еще: в некоторых фильмах эпохи довоенного кино, со зкуком и без, часто чувствуется такая энергия, искренность и правда, которая сейчас, в эпоху технически чудесного кино встречается крайне редко. Кажется, что все самое главное в киноискусстве появилось почти сразу, все было сделано несколькими гениальными, очень интересными людьми.

Жан Виго

Вот их короткая история: было три брата. Давид, Михаил и Борис Кауфманы. Давид Кауфман – знаменитый Дзига Вертов, среди прочего автор фильма «Человек с киноаппаратом», который, кажется, переозвучивают все инди-рокеры мира, и документальных хроник «Киноправды», вместе с ним как оператор работает его брат Михаил Кауфман, который среди прочего как режиссер снял две очень красивые хроники: «Москва 1927» и «Весной».

Третий брат – Борис Кауфман – живет во Франции. После 1917 вместе с родителями уехал из России. Закончив Сорбонну, начал работать в кино, сначала документальном, затем в игровом. Снял все фильмы Жана Виго, несколько лент Димитрия Кирсанова, работал с Абелем Гансом, Кристианом-Жаком, Марком Аллегре и др. С началом Второй мировой войны ушёл на фронт. После поражения Франции эмигрировал в Канаду и США. Постоянно работал с Элиа Казаном и Сидни Люметом, снял экспериментальный «Фильм» по сценарию Сэмюэла Беккета (1964, в главной роли Бастер Китон). Борис Кауфман был удостоен премий «Оскар» и «Золотой глобус» за операторскую работу в фильме Элиа Казана «В порту» (1953) и номинирован на «Оскар» за фильм «Куколка» (1956, по сценарию Теннесси Уильямса).

Михаил Кауфман

Ну так вот, во Франции уже довольно известный кинооператор Борис Кауфман знакомится с Жаном Виго – это был совсем молодой человек, который снимает 3 короткометражки и один полнометражный игровой фильм «Аталанта». Все четыре фильма чудесные, все четыре фильма как оператор снимает Борис Кауфман, последний фильм «Аталанта» Виго и Кауфман снимают камерой, присланной братьями Кауфман из России – деньги были потрачены на предыдущую игровую короткометражку «Ноль за поведение».

Вся эта сумбурная история меня поражает. Поражает в том числе настоящим отсутствием границ и связью России 1920х-30х с Европой. Путешествие кинокамер, родных братьев, новаторских идей из Москвы и Киева в Париж и Ниццу. Киноискусство всех трех Кауфманов – совсем разное: Дзига Вертов очевидный экспериментатор-формалист, для Михаила наверное очень важна была именно документалистика, «киноправда», а Борис, может быть, из-за встречи с Жаном Виго сумел стать настоящим поэтом в кинематографе, сделать свои фильмы не только тонкими, глубокими, личными, но и очень понятными и доступными для всех.

Борис Кауфман и Софи Лорен

Жан Виго умер через месяц после премьеры «Аталанты», в возрасте 29 лет. Все четыре его работы – признанная киноклассика, во Франции существуют премии его имени и т.д. Когда я читаю признания любви к Виго таких известных режиссеров, как Джармуш или Кустурица, Годар или Шаброль, я думаю о том, что настоящее кино не имеет возраста, ему не нужна скидка на время. Немое или черно-белое, сделанное в 3д или снятое на убогую видеокамеру, длинное или короткое – неважно. В случае с Виго важна поэзия, которая может нравиться или не нравиться, но это определенно стоит увидеть. «Аталанта» – фильм о любви, в чем-то легкий, в чем-то сентиментальный, но очень искренний и точный. Увидимся в среду,

Клуб ARTPLAY , Центр дизайна ARTPLAY
ул. Нижняя Сыромятническая, д. 10, стр. 9, 1 этаж

 

Share

Comments are closed.