Feed on
Posts
Comments

среда 14 сентября 2011

Искушение святого Тыну / Püha Tõnu kiusamine

Эстония, Швеция, Финляндия, 2009

эстонский язык / русские субтитры

режиссер Вейко Ыунпуу / Veiko Õunpuu

сценарий Вейко Ыунпуу

продюсер Катрин Кисса, Кристина Аберг, Jesse Fryckman

оператор Март Таниэль

композитор Юло Кригул

время 110 мин.

В главных ролях: Таави Эельмя, Равшана Куркова, Тиина Таурайте, Стен Льюнггрен, Дени Лаван, Хендрик Тоомпере мл., Katariina Lauk, Харри Кырвитс, Taavi Teplenkov, Marika Barabanstsikova

Фильмы республик СССР – стран, у которых теперь есть граница с Россией, Фильм 4

Мы часто слышим о проектах по «воспитанию мигрантов» в Москве. Мы часто слышим об идее «культурного образования» всех, кто приезжает работать в Москву из «ближнего зарубежья». В этих планах и идеях есть огромное количество кавычек и условностей, обобщений, которые приведут такие проекты в никуда. Хотя проблема очевидна – разные национальности, которые еще 20 лет назад кое-как составляли один народ, как-то уживались, сегодня совершенно потеряли связь друг с другом, и это произошло не только из-за появления границ и суверенитетов, это произошло из-за отсутствия уважения и интереса к чужой культуре.

Если основная идея Советского Союза как многонационального государства выразилась в таком условном ВДНХ – где у каждой республики есть павильон, и очень формально от каждого берут на условную витрину способности и что-то отдают для реализации потребностей, то в современной России уважение и интерес к культурам близких стран – огромный дефицит. За последние годы нам стал ближе Париж и Лондон, а не Самарканд или Ереван; мы даже воевать готовы с Грузией, хотя ничего более нелепого с нами не могло произойти. Мы следим за политикой и ценами на газ для Украины, совершенно забывая, что начало русской государственности было положено именно там, и это в прямом смысле наши ближайшие родственники.

И самое обидное: все мы в Москве – и «москвичи» и «гости столицы» – совершенно не замечаем друг друга. Мы делаем недопустимые обобщения касательно национального характера друг друга, культуры друг друга, даже внешнего вида друг друга. Мы почти ничего друг о друге не знаем. Какое мы в Москве знаем хорошее белорусское кино? азербайджанское кино? армянское кино? Надо разбираться.
Ну и конечно на наш взгляд – да, было бы замечательно превратить Москву в Лондон, засадить фабрики из красного кирпича офисами и модными кафе, научить всех говорить по-английски и максимальное количество людей отправить учиться в бизнес-школу получать степень экономиста или дизайнера, но гораздо важнее понять, почувствовать, что такое настоящая самобытная Москва, Москва, которая ни на что не похожа, в чем ее особенность! Мы хорошо знаем, в чем наши недостатки, мы их достаточно ненавидим, но может быть пора почувствовать, в чем красота и удивительная привлекательность нашего города и даже нашей страны, что мы имеем общего с людьми, которые здесь живут и работают, в чем именно наша мультикультурность, наша культурная смесь. Это очень интересное и приятное дело, стоит им заниматься.

Выбор фильма Максим Лебедев:

“Подвернувшеееся описание выглядит так: Вейко Ыунпуу, режиссер «Осеннего бала», удостоенного множества кинонаград (от премии «за открытие новых горизонтов в мировом кинематографе» Венецианского фестиваля до главного приза фестиваля «Киношок»), снимает новый фильм – «Искушение святого Антона». Не Антония, подчеркивает он, а именно Антона. Или Тыну:
по-эстонски лента будет называться «Puha Tonu kiusamine».

«Если коротко, – говорит режиссер, – это фильм о невозможности любви». «Искушение святого Тыну» должно явить зрителям трагедию человека, который пытается быть добродетельным в современном мире, где это, по сути, невозможно. Фильм-фантазия и фильм-метафора о «кризисе среднего возраста», об отношениях эстонца Тыну и русской девушки Надежды, о роли праведника
в реальной жизни, о попытке найти в этой жизни свое призвание и не потерять при этом самого себя. Действие «Искушения» происходит сразу в двух реальностях – физической и психической. Эти реальности умышленно не отделены одна от другой. По всей видимости, «внешний» сюжет достаточно прост: похоронив отца, менеджер среднего звена Тыну (Таави Ээльмаа) возвращается к жене и работе; с женой у него нелады, на работе творится черт знает что, в частности, шеф приказывает Тыну закрыть завод и уволить рабочих; между тем герой влюбляется в девушку (Равшана Куркова), дочь уволенного русского рабочего, в конце концов у них «происходит любовь», но ничего хорошего из той любви не получается.

Лично я рекомендую смотреть этот фильм ВСЕМ тем, кто любит кино: Джима Джармуша, Ф.Озона, Д.Линча, Лео Каракса ( его постоянный актер Дени Лаван снялся здесь), Аки Каурисмяки, «Деликатесы» Жене и Каро. Фильм странный, не похожий на другие, глубокий и мрачный, но порой вызывающий смех.»

 

Share

Comments are closed.