Feed on
Posts
Comments

среда 24 августа 2011

После такого удачного эксперимента в парке – кино, чая и танцев под дождем (было около 80 человек в дождевиках и под зонтиками, веселых и довольных) мы продолжаем на том же месте.

У таких показов есть особенности – кино на настоящей кинопленке, но из-за этого фильмы всегда дублированы, мы не можем подключать субтитры и выбирать язык оригинала.

Когда мы начали думать о том, какое кино было бы замечательно показывать именно в парке, когда зрители не только наши проверенные друзья и знакомые из студии на Китай-городе, но и абсолютно случайные люди, жители этого района и гастарбайтеры, когда качество картинки – что-то очень советское и трогательное, и когда в конце концов выбор фильмов в прокате Госфильмофонда ограничен, мы придумали такую очень интересную и важную тему для Киносреды в Саду имени Баумана:

Фильмы республик СССР – стран, у которых теперь есть граница с Россией

Мы часто слышим о проектах по «воспитанию мигрантов» в Москве. Мы часто слышим об идее «культурного образования» всех, кто приезжает работать в Москву из «ближнего зарубежья». В этих планах и идеях есть огромное количество кавычек и условностей, обобщений, которые приведут такие проекты в никуда. Хотя проблема очевидна – разные национальности, которые еще 20 лет назад кое-как составляли один народ, как-то уживались, сегодня совершенно потеряли связь друг с другом, и это произошло не только из-за появления границ и суверенитетов, это произошло из-за отсутствия уважения и интереса к чужой культуре.

Если основная идея Советского Союза как многонационального государства выразилась в таком условном ВДНХ – где у каждой республики есть павильон, и очень формально от каждого берут на условную витрину способности и что-то отдают для реализации потребностей, то в современной России уважение и интерес к культурам близких стран – огромный дефицит. За последние годы нам стал ближе Париж и Лондон, а не Самарканд или Ереван; мы даже воевать готовы с Грузией, хотя ничего более нелепого с нами не могло произойти. Мы следим за политикой и ценами на газ для Украины, совершенно забывая, что начало русской государственности было положено именно там, и это в прямом смысле наши ближайшие родственники.

И самое обидное: все мы в Москве – и «москвичи» и «гости столицы» – совершенно не замечаем друг друга. Мы делаем недопустимые обобщения касательно национального характера друг друга, культуры друг друга, даже внешнего вида друг друга. Мы почти ничего друг о друге не знаем. Какое мы в Москве знаем хорошее белорусское кино? азербайджанское кино? армянское кино? Надо разбираться.
Ну и конечно на наш взгляд – да, было бы замечательно превратить Москву в Лондон, засадить фабрики из красного кирпича офисами и модными кафе, научить всех говорить по-английски и максимальное количество людей отправить учиться в бизнес-школу получать степень экономиста или дизайнера, но гораздо важнее понять, почувствовать, что такое настоящая самобытная Москва, Москва, которая ни на что не похожа, в чем ее особенность! Мы хорошо знаем, в чем наши недостатки, мы их достаточно ненавидим, но может быть пора почувствовать, в чем красота и удивительная привлекательность нашего города и даже нашей страны, что мы имеем общего с людьми, которые здесь живут и работают, в чем именно наша мультикультурность, наша культурная смесь. Это очень интересное и приятное дело, стоит им заниматься.

Первый учитель

Киргизская ССР, 1965

режиссер Андрей Кончаловский

сценарий Чингиз Айтматов, Борис Добродеев, Андрей Кончаловский

оператор Георгий Рерберг

композитор Вячеслав Овчинников

время 102 мин.

В главных ролях: Болот Бейшеналиев, Наталья Аринбасарова, Идрис Ногайбаев, Даркуль Куюкова, М. Кычтобалев, С. Шумадылов, Клара Юсупжанова, Бакен Кыдыкеева, Медель Маниязов

Если говорить откровенно, то задумывая этот цикл, мы еще не очень хорошо представляли себе, какие именно фильмы мы будем в него включать. Но прошло всего две недели, и мы уже знаем о кино советских республик в сотни раз больше, чем раньше, и все это, конечно же, благодаря вам – всем тем, кто помогает нам советами и в частности нашим друзьям и знакомым из других стран, которые рассказывают нам про свое кино: про то, что в нем происходило во времена СССР и то, что происходит сегодня.

«Первый учитель», дебютная картина Андрея Кончаловского, снятая им в Киргизии по повести Чингиза Айтматова – это один из тех фильмов, которые мы просто не могли не показать в рамках этого цикла. Впервые мы услышали об этом фильме, когда разговорились с людьми, которые работают в саду имени Баумана – в кафе, расположенном прямо за экраном, на котором мы показываем фильмы. Акылай, три месяца назад приехавшая в Москву из Бишкека, сказала нам, что это один из ее любимых фильмов и что в Кыргызстане он считается абсолютной классикой и его смотрят и пересматривают люди всех поколений. А дальше случилось то, что об этом фильме нам начали рассказывать самые разные люди, как связанные, так и не связанные с Киносредой. Оказалось, что и для нас в России «Первый учитель» – это абсолютная киноклассика, только, к сожалению, немного подзабытая, несмотря на громкое имя режиссера. Кто-то описывал «Первого учителя» как доброе и трогательное кино, кто-то – как смелый и довольно «несоветский» фильм, несколько человек упомянули о необычной операторской работе. Все эти рекомендации нас безумно заинтриговали и мы рады, что этот фильм оказался у нас на кинопленке и что в эту среду мы все вместе будем его смотреть его в саду имени Баумана.

-

After such a successful experience in the park with film, tea and dancing under the rain (there were around 80 people in rain ponchos and under umbrellas, all happy and satisfied) we’re continuing in the same place.

Such showings have some unique characteristics to them: the film is on a real (reel?) film, and as such the movies are always dubbed, we can’t include subtitles and choose the film’s original language.

When we began to think about what films would be great specifically when shown in the park: there, where the movie-goers aren’t just our time-tested friends and acquaintances from the studio in Kitai-Gorod, but rather absolutely random people, locals and migrant workers; there, where the quality of the picture has something very Soviet and moving to it; and there, where the choice of film is ultimately limited to the movies that can be rented from Gosfilmfund; we came up with a very interesting and important theme for Kinosreda in Bauman Park:

Films of the Republics of the USSR: countries that now share a boarder with Russia
We often hear about projects for “educating immigrants” in Moscow. We often hear about the idea of “culturally educating” all those who come to work in Moscow from the “near abroad.” In these plans and ideas, there is an enormous quantity of quotation marks and conditionals, generalizations that render such projects meaningless. But the problem is apparent: various nationalities that just 20 years ago, to a certain extent, constituted a single people and to a certain extent respected one another have now completely lost these ties with one another, and this took place not only due to the appearance of borders and sovereign nations, it took place because of an absence of respect for and interest in others’ cultures.

If the fundamental idea of the Soviet Union as a multinational government was expressed just like at VDNKh, where each republic has a pavilion and something was very formally taken from each one for a showcase of their capabilities and something was given to each in order to fulfill needs, then in modern Russia there is an enormous deficit in respect and interest in the cultures of neighboring countries. In recent years we’ve become closer to Paris and London rather than to Samarkand and Yerevan; we’re even ready to go to war with Georgia, though it’s the most ridiculous thing we could do. We monitor the politics and gas prices of Ukraine, completely forgetting that it is precisely there that the roots of the Russian state are laid and that they are in a very real sense our close relatives.

And the worst thing is that all of us in Moscow, both “Muscovites” and “guests to the capital,” completely fail to notice one another. We make unacceptable generalizations regarding the characteristics of one another’s nationalities, cultures and even external appearances. We know next to nothing about one another. What great Belorussian films do we here in Moscow know of? What Azerbaijani films? Armenian films? We need to look into this.
Of course, yes, we think it would be great to transform Moscow into London, to fill red brick factories with offices and chic cafes, teach everyone to speak English and send as many people as possible to study at business school and receive degrees in economics and design, but it’s much more important to understand, to feel what the true, authentic essence of Moscow really is, what are the peculiarities and specificities that make it stand apart from anywhere else. We know full well what we lack: we a significant amount of effort into hating such insufficiencies; but maybe it’s time that we begin to feel that which is beautiful and remarkably attractive both about our city and even about our country, that which we have in common with the people that live and work here, precisely that which is the essence of our cultural diversity, our cultural amalgamation. This is a very interesting and enjoyable activity that it would be worth engaging in.

The First Teacher

Kirghiz SSR, 1965

Director: Andrei Konchalovsky

Screenplay: Chinghiz Aitmatov, Boris Dobrodeev, Andrei Konchalovsky

Cinematographer: Gerogy Rerberg

Composer: Vyacheslav Ovchinnikov

length: 102 min.

In lead roles: Bolot Beyshenaliyev, Natalya Arinbasarova, Idris Nogajbayev, Darkul Kuyukova, M. Kychtobalev, S. Shumadylov, Klara Yusupzhanova, Baken Kydykeeva, Medel Maniyazov
Frankly speaking, while thinking up this cycle, we still didn’t have a very good idea of precisely what films we would include in it. But two weeks have passed since that time, and we already know hundreds of times more about films of the Soviet republics than we did at that time, and this, of course, is all thanks to you: thanks to all those who help us by giving advice and in particular thanks to our friends and acquaintances from other countries who tell us about their movies: about that which took place in them during the time of the USSR and about that which takes place in them today.
The First Teacher is Andrei Konchalovsky’s debut work, which he shot in Kyrgyzstan and based on the novel of the same name by Chinghiz Aitmatov; this is one of those movies that simply must be shown as part of this cycle. We first heard of this film when talking with people who work at Bauman Park in the café located right behind the screen that we show films on. Akylai, who came to Moscow from Bishkek just three months ago, told us that this is one of her favorite films and that in Kyrgyzstan it is considered an absolute classic and watched over and over again by people of all generations. And then, the most varied of people began to tell us about this film, both people who are connected with Kinosreda and people that are in no way related to it. It turns out that The First Teacher is an absolutely classic film for us here in Russia as well, just one that has, unfortunately, been somewhat forgotten despite the fame of its director. One person described The First Teacher as a good-natured, touching film; another person described it as a brave and fairly “un-soviet” movie; and several people noted its exceptional cinematography. We found all of these recommendations to be deeply intriguing and we’re glad that this film has come before us on the screen and that we will all watch it together this Wednesday at Bauman Park.

 

Share

Comments are closed.