Feed on
Posts
Comments

среда 17 августа 2011

После такого удачного эксперимента в парке – кино, чая и танцев под дождем (было около 80 человек в дождевиках и под зонтиками, веселых и довольных) мы продолжаем на том же месте.

У таких показов есть особенности – кино на настоящей кинопленке, но из-за этого фильмы всегда дублированы, мы не можем подключать субтитры и выбирать язык оригинала.

Когда мы начали думать о том, какое кино было бы замечательно показывать именно в парке, когда зрители не только наши проверенные друзья и знакомые из студии на Китай-городе, но и абсолютно случайные люди, жители этого района и гастарбайтеры, когда качество картинки – что-то очень советское и трогательное, и когда в конце концов выбор фильмов в прокате Госфильмофонда ограничен, мы придумали такую очень интересную и важную тему для Киносреды в Саду имени Баумана:

Фильмы республик СССР – стран, у которых теперь есть граница с Россией

Мы часто слышим о проектах по «воспитанию мигрантов» в Москве. Мы часто слышим об идее «культурного образования» всех, кто приезжает работать в Москву из «ближнего зарубежья». В этих планах и идеях есть огромное количество кавычек и условностей, обобщений, которые приведут такие проекты в никуда. Хотя проблема очевидна – разные национальности, которые еще 20 лет назад кое-как составляли один народ, как-то уживались, сегодня совершенно потеряли связь друг с другом, и это произошло не только из-за появления границ и суверенитетов, это произошло из-за отсутствия уважения и интереса к чужой культуре.

Если основная идея Советского Союза как многонационального государства выразилась в таком условном ВДНХ – где у каждой республики есть павильон, и очень формально от каждого берут на условную витрину способности и что-то отдают для реализации потребностей, то в современной России уважение и интерес к культурам близких стран – огромный дефицит. За последние годы нам стал ближе Париж и Лондон, а не Самарканд или Ереван; мы даже воевать готовы с Грузией, хотя ничего более нелепого с нами не могло произойти. Мы следим за политикой и ценами на газ для Украины, совершенно забывая, что начало русской государственности было положено именно там, и это в прямом смысле наши ближайшие родственники.

И самое обидное: все мы в Москве – и «москвичи» и «гости столицы» – совершенно не замечаем друг друга. Мы делаем недопустимые обобщения касательно национального характера друг друга, культуры друг друга, даже внешнего вида друг друга. Мы почти ничего друг о друге не знаем. Какое мы в Москве знаем хорошее белорусское кино? азербайджанское кино? армянское кино? Надо разбираться.
Ну и конечно на наш взгляд – да, было бы замечательно превратить Москву в Лондон, засадить фабрики из красного кирпича офисами и модными кафе, научить всех говорить по-английски и максимальное количество людей отправить учиться в бизнес-школу получать степень экономиста или дизайнера, но гораздо важнее понять, почувствовать, что такое настоящая самобытная Москва, Москва, которая ни на что не похожа, в чем ее особенность! Мы хорошо знаем, в чем наши недостатки, мы их достаточно ненавидим, но может быть пора почувствовать, в чем красота и удивительная привлекательность нашего города и даже нашей страны, что мы имеем общего с людьми, которые здесь живут и работают, в чем именно наша мультикультурность, наша культурная смесь. Это очень интересное и приятное дело, стоит им заниматься.

Необыкновенная выставка

Грузинская ССР, 1968

абсолютно дублированный на русский фильм, т.к. используется настоящий старый кинопроектор и кинопленка

режиссер Эльдар Шенгелая

сценарий Реваз Габриадзе

директор фильма К. Читава

оператор Георгий Герсамия

композитор Гия Канчели

художник Дмитрий Эристави

время 94 мин.

В главных ролях: Гурам Лордкипанидзе, Валентина Теличкина, Василий Чхаидзе, Додо Абашидзе, Саломэ Канчели, Джульетта Вашакмадзе, Виктор Дейсадзе, Акакий Доборджгинидзе, Александр Келбакиани, Николоз Микашавидзе

Выбрать первый фильм нового цикла оказалось едва ли не сложнее, чем перенести Киносреду из Хохловского переулка в Сад имени Баумана. Мы спросили себя: что мы знаем о кино советских республик? Выяснилось, что мы знаем имена нескольких великих режиссеров, знаем несколько эпохальных фильмов-монументов, мы прекрасно знаем, что киностудии всех республик штамповали одинаковые, идеологически правильные фильмы, но мы непростительно мало знаем о том, что было посередине, о тех хороших узбекских, молдавских, латвийских, армянских фильмах, которые, несмотря ни на что, просачивались на советские экраны.

На Киносреде обязательно будут и Параджанов, и Абуладзе, и Иоселиани, но сейчас нам все-таки хотелось показать один из тех фильмов, которые «посередине». Мы решили, что это должен быть фильм из Грузии. Это и потому что грузинское кино нам знакомо чуть лучше и поэтому выбирать было проще, и потому что о Грузии в последние годы в российских СМИ было сказано слишком много неприятных слов, и нам хотелось как-то на это отреагировать. Мы советовались с нашими друзьями в Москве и Тбилиси, читали статьи, смотрели один фильм за другим. Велик был соблазн показать одну из светлых феерических комедий, которые так хорошо снимают грузинские режиссеры, однако в результате мы остановили свой выбор на фильме немного иного характера. В «Необыкновенной выставке» немало забавнейших персонажей и комичных ситуаций, но это не совсем комедия, в нем есть несбывшиеся планы и осознание неизбежности компромисса, есть в нем и довольно жутковатые моменты, но в нем нет нравоучительности и нет гнетущей безысходности. Сценарий к фильму написал легендарный человек Резо Габриадзе – постоянный сценарист Данелии (например, все реплики Мимино – его рук дело) и автор уникального кукольного спектакля «Песня о Волге». А с режиссером фильма Эльдаром Шенгелая мы, наверняка, продолжим знакомиться, ведь, помимо «Выставки», он снял еще и такие замечательные и очень разные фильмы, как «Чудаки» и «Голубые горы». Ждем всех вас в эту среду в саду имени Баумана, ждем ваших мнений, ждем ваших предложений о фильмах.

 

 

 

 

 

 

-

After such a successful experience in the park with film, tea and dancing under the rain (there were around 80 people in rain ponchos and under umbrellas, all happy and satisfied) we’re continuing in the same place.

Such showings have some unique characteristics to them: the film is on a real (reel?) film, and as such the movies are always dubbed, we can’t include subtitles and choose the film’s original language.

When we began to think about what films would be great specifically when shown in the park: there, where the movie-goers aren’t just our time-tested friends and acquaintances from the studio in Kitai-Gorod, but rather absolutely random people, locals and migrant workers; there, where the quality of the picture has something very Soviet and moving to it; and there, where the choice of film is ultimately limited to the movies that can be rented from Gosfilmfund; we came up with a very interesting and important theme for Kinosreda in Bauman Park:

Films of the Republics of the USSR: countries that now share a boarder with Russia
We often hear about projects for “educating immigrants” in Moscow. We often hear about the idea of “culturally educating” all those who come to work in Moscow from the “near abroad.” In these plans and ideas, there is an enormous quantity of quotation marks and conditionals, generalizations that render such projects meaningless. But the problem is apparent: various nationalities that just 20 years ago, to a certain extent, constituted a single people and to a certain extent respected one another have now completely lost these ties with one another, and this took place not only due to the appearance of borders and sovereign nations, it took place because of an absence of respect for and interest in others’ cultures.

If the fundamental idea of the Soviet Union as a multinational government was expressed just like at VDNKh, where each republic has a pavilion and something was very formally taken from each one for a showcase of their capabilities and something was given to each in order to fulfill needs, then in modern Russia there is an enormous deficit in respect and interest in the cultures of neighboring countries. In recent years we’ve become closer to Paris and London rather than to Samarkand and Yerevan; we’re even ready to go to war with Georgia, though it’s the most ridiculous thing we could do. We monitor the politics and gas prices of Ukraine, completely forgetting that it is precisely there that the roots of the Russian state are laid and that they are in a very real sense our close relatives.

And the worst thing is that all of us in Moscow, both “Muscovites” and “guests to the capital,” completely fail to notice one another. We make unacceptable generalizations regarding the characteristics of one another’s nationalities, cultures and even external appearances. We know next to nothing about one another. What great Belorussian films do we here in Moscow know of? What Azerbaijani films? Armenian films? We need to look into this.
Of course, yes, we think it would be great to transform Moscow into London, to fill red brick factories with offices and chic cafes, teach everyone to speak English and send as many people as possible to study at business school and receive degrees in economics and design, but it’s much more important to understand, to feel what the true, authentic essence of Moscow really is, what are the peculiarities and specificities that make it stand apart from anywhere else. We know full well what we lack: we a significant amount of effort into hating such insufficiencies; but maybe it’s time that we begin to feel that which is beautiful and remarkably attractive both about our city and even about our country, that which we have in common with the people that live and work here, precisely that which is the essence of our cultural diversity, our cultural amalgamation. This is a very interesting and enjoyable activity that it would be worth engaging in.
An Unusual Exhibition
Georgian SSR, 1968
Fully dubbed in Russian, i.e. we’ll be using a real, old film projector and film reels
Director: Eldar Shengelaya
Screenplay: Revaz Gabriadze
Producer: K. Chitava
Cinematographer: Georgii Gersamiya
Composer: Giya Kancheli
Art Director: Dmitrii Eristavi

length: 94 min.
In lead roles: Guram Lortgifanidze, Valentina Telichkina, Vasilii Chkhaidze, Dodo Abashidze, Salome Kancheli, Julietta Vashakmadze, Viktor Deysadze, Akakii Dobordzhginidze, Aleksandr Kelbakiani, Nioloz Mikashavidze

Choosing the first movie of our new cycle turned out to be perhaps more difficult than transferring Kinosreda from Khokholovsky Lane to Bauman Park. We asked ourselves: what do we know about films from the post-Soviet republics? It turns out that we know the names of several great directors, know several monumental films that marked an epoch, we know perfectly well that the film studios of each republic pumped out identical, ideologically correct films, but what we know inexcusably little about is that which came between these epochal films on the one hand and cookie-cutter productions on the other; we know too little about those well-made, enjoyable Uzbek, Moldavian, Latvian and Armenian movies that, despite all else, seeped through onto the Soviet screens.

Make no mistake, Parajanov, Abuladze and Iosseliani will make their appearances at Kinosreda, but all the same, we’d now like to show one of those films that “came between.” We decided that this ought to be a film from Georgia; on the one hand, we know Georgian films at least a little better and as such it was easier to choose, and on the other hand, in recent years too many unpleasant things have been said about Georgia in the Russian mass media, and we wanted to somehow make a response to this. We consulted with our friends both in Moscow and in Tbilisi, read articles and watched one film after another. We were really tempted to show one of the light-hearted, enchanting comedies that Georgian directors are so good at shooting, but in the end we chose a film that has a slightly different character to it. There is no lack of amusing characters and comical situations in An Unusual Exhibition, but this isn’t entirely a comedy: it includes plans that end in disappointment, recognition of the inevitability of compromise and sufficiently frightening moments, but at the same time there is no sententiousness or oppressive hopelessness to be found here either. The screenplay for this film was written by the legendary Rezo Gabriadze, Danelii’s permanent screenwriter (for example, all the lines of Mimino are his personal work) and author of the unique puppet show Song of the Volga. And we will likely continue to acquaint ourselves with the film’s director Eldar Shengelaya, since along with Exhibition he shot such noted and varied films as Weirdos and Blue Mountains. We eagerly look forward to seeing all of you this Wednesday at Bauman Park; we look forward to hearing your opinions and receiving your movie suggestions.

Share

Comments are closed.