Встречи на краю света / Encounters at the End of the World
год 2007
страна США
режиссер Вернер Херцог / Werner Herzog
сценарий Вернер Херцог
продюсер Phil Fairclough, Дэйв Хардинг, Джулиан Хоббс
оператор Петер Зейтлингер
композитор Генри Кайзер, Дэвид Линдли
жанр документальный
время 90 мин.
Выбор фильма Саша Аневский:
«Кругом дым, невыносимая жара. В эту среду – фильм про огромные айсберги, настоящий холод и конечно сумасшедших пингвинов. Великий режиссер Вернер Херцог был номинирован за него на премию Оскар, но на самом деле по духу «Встречи на краю света» – фильм о всех тех, кто противостоит всяким там премиям, об очень странных людях и странных жизненных условиях, глядя на которые получаешь немножко другую картину мира. Мне кажется, это нам сейчас нужно…»
Роман Волобуев «Афиша»: Получив неожиданный грант от Национального научного общества, злой на весь мир немецкий режиссер Вернер Херцог летит на военном транспортнике к Южному полюсу, по дороге ругая на чем свет стоит недавно вышедший фильм «Птицы-2». Прибыв на место, он запечатлевает для истории сто лет как сушащиеся на веревочке носки покорителя Антарктиды Э.-Г.Шеклтона, автомат для производства мягкого мороженого и то, как двадцать человек с пластиковыми ведрами на головах пытаются ощупью найти вход в какой-то сарайчик. Кроме того — катается на снегоходе под Всенощную, пристает к специалистам (и без того находящимся в пограничном состоянии психики) с вопросами про пингвинов-геев, слушает, как его товарищ Генри Кайзер играет среди льдов на электрической гитаре, приходит к выводу, что скоро конец света.
Херцог, чьи лучшие игровые фильмы напоминали репортажи, а документальные — так причудливы, что казалось, автор все время привирает, с возрастом явно устал иметь дело с актерами (может, все дело в масштабе последних) и полностью посвятил себя безумию реального мира. Во «Встречах» Антарктика — с ее тюленями, профессорами лингвистики, посвятившими себя выращиванию помидоров во льдах, и гляциологами, философски наблюдающими, как в результате глобального потепления тает айсберг размером с Техас, — выглядит одновременно как паноптикум потерянных душ и заповедник по-настоящему счастливых людей. Счастливых, как счастлив сошедший с ума пингвин, в лучшем и самом страшном эпизоде уходящий умирать на ледяную равнину, просто потому что его все достали. Как счастлив, по всей видимости, и сам Херцог с его комической мизантропией, варварским акцентом и внезапными проклятиями по самым неожиданным адресам (что сделал ему фильм «Птицы-2», так и остается загадкой). «Встречи» можно смотреть как эксцентрическую комедию о безумцах, можно (если пропустить мимо ушей злорадство, с которым Херцог говорит о скорой гибели человечества) выискивать в ней призыв к сохранению окружающей среды, но, по-хорошему, на финальных титрах хочется одного — попросить высшую инстанцию удвоить всем фигурирующим в них людям выдачу спирта и оставить их как они есть.