СССР, 1988
режиссер Марк Захаров
сценарий Григорий Горин, Марк Захаров, Мишель Альгизио
директор фильма Александра Демидова
оператор Владимир Нахабцев
композитор Геннадий Гладков
художник Олег Шейнцис, Наталья Монева
монтаж Валентина Кулагина
время 123 мин.
В главных ролях: Александр Абдулов, Олег Янковский, Евгений Леонов, Вячеслав Тихонов, Александра Захарова, Виктор Раков, Александр Збруев, Франк Мут, Семен Фарада, Александр Филиппенко
Пьеса гениального драматурга Евгения Шварца «Убить дракона» написана в 1944 году. Сейчас, перечитывая текст, кажется невероятным, что такое свободное, смелое, искреннее и явно антисоветское высказывание увидело свет в сталинскую эпоху (спектакль почти сразу запретили, и уже после смерти автора в 1962 году пьеса была поставлена снова, но также неоднократно запрещалась. Одним из первых постановок осуществил как раз Марк Захаров в студенческом театре МГУ).
За основу взят сказочный сюжет народов Юго-Восточной Азии о драконе, которого нельзя победить, потому что победитель сам обращается в дракона, и только юноша с чистыми помыслами убивает чудовище. Шварц рассматривает тему превращения победителя в тирана с диаметрально противоположной точки зрения. В пьесе люди, спасаемые героем, в большинстве своём полагают жизнь под властью дракона вполне терпимой; с жестокостью и притеснениями они свыклись, каждый надеется, что хуже не будет. Ведь вступать с драконом в бой — верная смерть. Эти люди не особенно хотят, чтобы их спасали, им не нужна свобода, они предпочитают быть в рабстве, лишь бы господин оказался помягче. Лишившись одного тирана, они с удовольствием идут под власть другого. Герой с удивлением обнаруживает — для того, чтобы освободить людей, убить дракона недостаточно.
Фильм, снятый Марком Анатольевичем Захаровым и Григорием Израилевичем Гориным в 1988 году конечно меняет текст, корректирует сюжет, ставит очевидные, наверное более злободневные акценты. Для нас сегодня это замечательное кино, одна из главных попыток в искусстве воплотить трагедию и героизм эпохи сталинского террора, ее беспросветность и надежду, ее наивность и мудрость. Особенности киноязыка фильмов Захарова особенно интересно обсудить после «Убить дракона», в этом фильме есть многое, что ставит его в один ряд с культовым кино «на обломках» Советского Союза, и это время, безусловно, хранит в себе и мощный импульс духовного возрождения, и покаяние, и, конечно, свой уникальный творческий язык.
«Убить дракона» – возможно, «главное», кино о ГУЛАГе, о природе социума, о постоянной борьбе и о возможности победы. Очень хороший фильм и пьеса.
19.30 свободный вход
Государственный музей истории ГУЛАГа
г. Москва, 1й Самотечный пер., д. 9, стр. 1