режиссер Алексей Герман
Россия, Франция, 1998
сценарий Алексей Герман, Светлана Кармалита
оператор Владимир Ильин
композитор Андрей Петров
художник Михаил Герасимов, Георгий Кропачев, Владимир Светозаров, …
монтаж Ирина Гороховская
время 137 мин.
В главных ролях: Юрий Цурило, Нина Русланова, Михаил Дементьев, Юри Ярвет, Генриетта Яновская, Александр Баширов, Дмитрий Пригов, Ольга Самошина, Александр Лыков, Виктор Степанов
Выбор фильма Светлана Пономаренко:
«Сегодня мы говорим о кинематографе одного из крупнейших мастеров мирового кино Алексее Германе ст.
Снял он только 6 картин, но каких! Тщательно выстроен каждый кадр! Нет ничего случайного. Все продумано. До мелочей организована предметная среда. Понятно, почему съемочный процесс длился годами. Возникло даже словосочетание «гермоновский реализм».
Экранизировал прозу своего отца Юрия Германа. Несмотря на то, что некоторые его фильмы были сняты 30 лет назад, они и сегодня смотрятся с удивительным интересом. Многие зрители пересматривают его фильмы раз и еще раз, и еще. Но при появлении на экраны страны, картины вызвали негодование властей. Случалось, что зритель не видел фильма много лет. За Германом доже закрепилось прозвище «полочный» режиссер. Работы его никто не видел, зарплату могли не платить годами, друзья могли не здороваться. Но возможность сниматься у него была большим подарком в актерской судьбе любого артиста.
В своих картинах Герман открывал новые имена.
После фильма «20 дней без воины» 1976 года, зритель увидел уникальный талант Юрия Никулина, которого до тех пор знали как комедийного артиста. После картины Никулина приглашали ведущие драматические театры страны, но он остался на манеже Московского цирка.. Так же в фильме совершенно уникальные актерские работы Лии Ахиджаковой, Людмилы Гурченко, Алексея Петренко. Ведь актерская удача зависит от режиссера. А такой режиссер мог полностью перевернуть представление артиста о профессии.
В картине «мой друг Иван Лапшин» Андрей Миронов играет очень необычную для себя роль, ради которой он чуть было не побрился налысо, своего рода проверка на профпригодность. На съемках ему пришлось перебороть собственные страхи, многое перетерпеть. И это того стоило, очень ему хотелось великих драматических ролей. Снятся у Германа Миронов просто мечтал! Когда увидел «20 дней..» он заболел этим петербургским режиссером. Звонил ему раз в три дня. Напору актера Герман в итоге сдался.
Видим в картине и одну из главных работ актера Андрея Болтнева , к сожалению, так рано ушедшего из жизни. Сам факт утверждения его на главную роль был для Болтнева полной неожиданностью. Пробы он воспринимал как приключение, вел себя расковано перед камерой, что и понравилось Герману. А вслед за ним его стали приглашать и другие режиссеры. Несколько театров звали его к себе .
Чтобы история об Иване Лапшине состоялась, были необходимы особые лица той поры. Фактурные лица с печатью времени. Он пересмотрел километры кино и фотохроники, искал в жизни людей, сошедших с кадров 35 года. Искали как знаменитых артистов, так и неизвестных. В том числе и в Сибири. Как говорил сам Алексей Юрьевич: «Искали человека с печатью смерти на лице, человека, занесенного в красную книгу, не жильца, которого убьют..» Для Германа лицо человека – символ времени, отпечаток времени. Смотрел на актера и брал его, и не важно, какое амплуа уже сложилось у артиста. Разрушитель стереотипов.
И опять большая пауза. Зритель увидел картину через 15 лет.
Только в 1983 году на экран выходит фильм «Хрусталев, машину». Главный герой фильма – военный врач, в исполнении еще одного, открытого Германом, актера Юрия Цурило. Проходит по всем перипетиям, связанным с военным, послевоенным временем. Ему приходится переживать не простые события.
Герман делает этот фильм в профессионально новой для себя эстетике. В нем есть нечто на грани почти клоунады. Много условного.
Герман движется к фильму «Трудно быть богом».
Очень тщательно относился к каждому кадру своих картин. Это приводило к тому, как например в случае с картиной трудно быть богом . по роману братьев Стругацких, что съемки и озвучание продолжались почти 10 лет. Эту картину режиссер не успел закончить. Супруга и сын довели работу до конца и позволили нам увидеть этот фильм, своеобразное завещание. Он не просто делался и, может быть, для кого-то не просто смотрится, но его стоит смотреть. Любой творец открывает новый мир, созданный им для нас. Именно таким был кинематограф Германа. В его картинах все подлинное. Улицы, дом, любые мелочи реквизита, и даже люди. Создал свой кинематограф. Своего рода копия, отпечаток реальности…»
среда 23 марта 2016, 19.30.
Государственный музей истории ГУЛАГа
127 473 г. Москва, 1й Самотечный пер., д. 9, стр. 1