…Мы все любим кино, кино, как и мы сами, родилось и взрослело в 20 веке, в документальной съемке отражало трагедии и пафос исторических событий, навсегда фиксируя «киноправду» эпохи, но в тоже время показывая большой город, постоянно внешне меняющийся, но такой знакомый и узнаваемый сегодня в вечно спешащих пешеходах, в лужах на асфальте, в витринах, в компаниях детей на улице… Кино, продолжая театральные традиции, игрой, иллюзией, историей стремилось перенести нас в полный значения и смысла искусственный мир из реального, увлечь – и, конечно, как сто лет назад, так и сегодня, это удается, и мы забываем обо всем в темноте кинозала под лучом проектора, чувствуя и сопереживая людям, нашим друзьям, сидящим рядом…
Киносреда – это социальный клуб, основанный на искреннем интересе к кино, к культуре и, конечно, друг к другу группы людей. Относительно заданной темы каждый участник может предложить свое любимое кино к показу и коротко представить его своим друзьям в зале, чтобы после просмотра собрать комплименты или критику, чтобы инициировать обсуждение, неформальное и без микрофонов, но увлекательное и затягивающее людей вокруг. Кино всегда на языке оригинала с титрами на русском.
Киносреды проходили в самых разных местах – без рекламы и продажи билетов, но очень часто с полными залами и в атмосфере какого-то чудесного единения и взаимопонимания – в разных необычных местах Москвы, даже на крыше дома Наркомфина или во дворике Тбилиси…
Продолжая наш проект secret cinema, в 2016 мы начинаем киносреды в новом, только что открывшемся Музее ГУЛАГа на Самотеке, потому что это очень важное для всех нас место Москвы. Мы хорошо понимаем значение трагедии ГУЛАГа, память о которой живет сегодня и должна жить всегда. Музей получился необычным, красивым, современным, сдержанным, идеальный кинозал, команда музея – открытая и неравнодушная.
Не отстраняясь от трагической темы репрессий и гибели миллионов соотечественников, нам хотелось бы подчеркнуть героизм и стойкость поколений, переживших столько зла. Важно помнить, что несмотря на весь 20 век, мы сегодня живы, и живем благодаря всем тем, кто явно или тайно сопротивлялся, не сдавался, просто оставался самим собой, несмотря ни на что делая свой вклад в мировую культуру – в литературе, изобразительном искусстве, кино и т.д. Благодаря Даниилу Хармсу, Андрею Платонову, Михаилу Булгакову, Николаю Олейникову, Евгению Шварцу, Александру Древину, Михаилу Соколову, Арсению Шульцу и многим, многим, многим другим, – писателям, поэтам, композиторам, художникам, режиссерам, репрессированным или просто жившим свою жизнь в 1920-е – 1930-е – 1940е и «другие годы» современные молодые художники и писатели находят мужество и вдохновение работать и заниматься творчеством, а мы получаем тот мощный позитивный импульс, который помогает нам не унывать и двигаться вперед.
Тема репрессий и подавления свободы в 20 веке, как и в любом другом, свойственна всем государствам и национальностям, она совершенно интернациональна. Стоит вспомнить Германию, Испанию, Чили и Аргентину, Китай и Японию, Турцию и Иран, даже США и Великобританию.
Поэтому начиная наши показы в Музее, нам важно показывать фильмы разных стран, на разных языках говорящих о человечности и свободе.
Первый фильм, с которого мы начнем, – один из главных и любимых фильмов киносред, в нем очень важна атмосфера, тонкая интонация, свойственная времени, и, конечно, это кино о любви.
Франция, 1934
французский язык / русские субтитры
режиссер Жан Виго / Jean Vigo
сценарий Жан Гине, Альбер Риера, Жан Виго
продюсер Жак-Луи Нунез
оператор Борис Кауфман
композитор Морис Жобер
время 89 мин.
В главных ролях: Мишель Симон, Дита Парло, Жан Дасте, Жиль Маргаритис, Луи Лефевр, Морис Жилль, Рафаэль Дилижан, Клод Авлин, Рене Блех, Фанни Клар
Выбор фильма Саша Аневский:
«В некоторых фильмах эпохи довоенного кино, со звуком и без, чувствуется такая энергия, искренность и правда, которая сейчас, в эпоху технически чудесного кино встречается крайне редко. Кажется, что все самое главное в киноискусстве появилось почти сразу, все было сделано несколькими гениальными, очень интересными людьми.
Вот их короткая история: было три брата: Давид, Михаил и Борис Кауфманы. Давид Кауфман – знаменитый Дзига Вертов, среди прочего автор фильма «Человек с киноаппаратом», который, кажется, переозвучивают все инди-рокеры мира, и документальных хроник «Киноправды», вместе с ним как оператор работает его брат Михаил Кауфман, который среди прочего как режиссер снял две очень красивые хроники: «Москва 1927» и «Весной».
Третий брат – Борис Кауфман – живет во Франции. После 1917 вместе с родителями уехал из России. Закончив Сорбонну, начал работать в кино, сначала документальном, затем в игровом. Снял все фильмы Жана Виго, несколько лент Димитрия Кирсанова, работал с Абелем Гансом, Кристианом-Жаком, Марком Аллегре и др. С началом Второй мировой войны ушёл на фронт. После поражения Франции эмигрировал в США. Постоянно работал с Элиа Казаном и Сидни Люметом, снял экспериментальный «Фильм» по сценарию Сэмюэла Беккета (1964, в главной роли Бастер Китон). Борис Кауфман был удостоен премий «Оскар» и «Золотой глобус» за операторскую работу в фильме Элиа Казана «В порту» (1953) и номинирован на «Оскар» за фильм «Куколка» (1956, по сценарию Теннесси Уильямса).
Во Франции уже довольно известный кинооператор Борис Кауфман знакомится с Жаном Виго – это был совсем молодой человек, который снял только 3 короткометражки и один полнометражный игровой фильм «Аталанта». Все четыре фильма чудесные, все четыре фильма как оператор снимает Борис Кауфман, последний фильм «Аталанта» Виго и Кауфман снимают камерой, присланной братьями Кауфман из России – деньги были потрачены на предыдущую игровую короткометражку «Ноль за поведение».
Вся эта сумбурная история меня поражает. Поражает в том числе настоящим отсутствием границ и связью России 1920х-30х с Европой. Путешествие кинокамер, родных братьев, новаторских идей из Москвы и Киева в Париж и Ниццу. Киноискусство всех трех Кауфманов – совсем разное: Дзига Вертов очевидный экспериментатор-формалист, для Михаила наверное очень важна была именно документалистика, «киноправда», а Борис, может быть, из-за встречи с Жаном Виго сумел стать настоящим поэтом в кинематографе, сделать свои фильмы не только тонкими, глубокими, личными, но и очень понятными и доступными для всех.
Жан Виго умер через месяц после премьеры «Аталанты», в возрасте 29 лет. Все четыре его работы – признанная киноклассика, во Франции существуют премии его имени и т.д. Когда я читаю признания любви к Виго таких известных режиссеров, как Джармуш или Кустурица, Годар или Шаброль, я думаю о том, что настоящее кино не имеет возраста, ему не нужна скидка на время. Немое или черно-белое, сделанное в 3д или снятое на убогую видеокамеру, длинное или короткое – неважно. В случае с Виго важна поэзия, которая может нравиться или не нравиться, но это определенно стоит увидеть. «Аталанта» – фильм о любви, в чем-то легкий, в чем-то сентиментальный, но очень искренний и точный. Увидимся в среду!
Адрес: Москва, 1-й Самотечный пер., д.9, стр.1 – Новый музей истории ГУЛАГа