Feed on
Posts
Comments

среда 19 сентября 2012

Подглядывающий / Peeping Tom

Великобритания, 1960

английский язык / русские субтитры

режиссер Майкл Пауэлл / Michael Powell

сценарий Лео Маркс

продюсер Альберт Феннел, Майкл Пауэлл

оператор Отто Хеллер

композитор Брайан Исдэйл

время 101 мин.

В главных ролях: Карлхайнц Бём, Мойра Ширер, Анна Мэсси, Максин Одли, Бренда Брюс, Майлз Маллесон, Эзмонд Найт, Мартин Миллер, Майкл Гудлифф, Джек Уотсон

Выбор фильма Will Webster:

« This 1959 horror film stands as a defining moment for world cinema, and it is as multi layered as it is disturbing. After it was savaged by critics when released it proved to be the last real film of Michael Powell, one half of Britain’s most most successful post-war film making duo with Emerich Pressburger, and was not shown on TV in the UK until the late 1990′s. The script provided by one of Britains most influential wartime codebreakers has all the qualities of a delicate mental puzzle, that Powell used all his skill to visualize. Martin Scorsese was instrumental in reviving the film in the 1970′s and making it the underground classic it has become, and has often sited the film as an inspiration, as have many other from Michael Mann to Brian De Palma. Beautifully shot in vivid colours it stands as a lurid document of english social behaviour and landscape that was shortly to change from its very conservative traditions in a social revolution that became the 1960′s.

The complex psychological issues the film approaches are deeply Freudian, in much the same way as Hitchcock’s Psycho that was released shortly afterwards and relegated Peeping Tom to the shade of film history.. Aside from the theme of voyeurism, the film within a film within a film structure poses questions about the role of the subject and the observer which constantly loop back and unsettle the viewer to provide a steady feeling of discomfort as the film hurtles to its grim conclusion. Powell himself described the film as a tender black comedy, but it is difficult not to think that it was only he himself that saw the joke in this uncomfortable film.»

или:

«Этот хоррор 1959 года стал определяющим моментом  для мирового кино,  фильм одновоременно сложный, неоднозначный и пугающий.

Сразу после выхода фильм был разгромлен критиками, запрещён и вышел снова на экраны только во второй половине 90х. Он стал последним полноценным фильмом Майкла Пауэлла, режиссера, который вместе с Эмерихом Прессенбегом составлял самый мощный кино-дуэт послевоенного времени в Британии. Сценарий к фильму был написан одним из самых влиятельных сценаристов того времени и обладает всеми чертами изысканной психологической головоломки, которую Пауэлл талантливо визуализировал. Благодаря Мартину Скорсезе в 70е годы фильм пережил второе рождение и проибрел статус классики андеграунда. Этот фильм был для него источником вдохновения, так же, как для Майкла Манна и Брайана Де Пальмы. Прекрасно снятый и яркий, он  фиксирует консервативное социальное устройство британского общества накануне революции 1960х.

Сложные психологические проблемы, которые затрагиваются в фильме, можно назвать глубоко фрейдистскими, точно так же, как проблемы, которые затрагивает “Психо” Хичкока, который вышел чуть позже и затмил своим появлением фильм Пауэлла. Помимо темы вуайеризма, структура “фильм внутри фильма внутри фильма” ставит вопрос о роли предмета наблюдения и наблюдателя. Такая структура постоянно сбивает с толку зрителя, заставляя его ощущать чувство дискомфорта по мере того, как фильм приближается к своей мрачной развязке. Сам Пауэлл описывал фильм как черную комедию, но кажется, что только он был способен увидеть шутку в этом тревожном фильме.»

 

Share

Comments are closed.