Аризонская мечта / Arizona Dream
год 1993
страна США, Франция
английский / русские титры
режиссер Эмир Кустурица / Emir Kusturica
сценарий Дэвид Аткинс, Эмир Кустурица
продюсер Ричард Брик, Пол Р. Гуриан, Ив Мармион
оператор Вилко Филач
композитор Горан Брегович, Ричард М. Шерман, Роберт Б. Шерман
художник Мильен Крека Клякович, Джилл М. Оханнесон, Жан Паскаль
монтаж Андрия Зафранович
время 142 мин.
Выбор фильма и день рождения! Мила Растригина
…из книги «3500 кинорецензий»: Молодой мечтатель и путешественник Аксель Блэкмар оказывается в штате Аризона в гостях у своего любимого дяди Лео Суити, где влюбляется в уже зрелую женщину Элен Сталкер, стремясь её тоже увлечь в романтический полёт — прочь от провинциальной повседневности.
Босниец Эмир Кустурица (выходец из Сараева с мусульманским именем и сербской фамилией), ученик чехов Отакара Вавры и Иржи Менцеля, увенчанный в 30-летнем возрасте «Золотой пальмовой ветвью» в Канне за фильм «Отец в командировке» благодаря ещё одному чеху, Милошу Форману, доказывает, что, к счастью, не меняется, путешествуя по Америке — от Аляски до аризонских пустынь. Он остаётся вольным человеком, своеобразным «цыганом духа», истинным космополитом, «гражданином мира», который может творить где угодно, на любом языке (официально французская лента снята в оригинале на английском), перенося на экран свои удивительные сны-прозрения. Кустурица, можно сказать, безумно и одержимо талантлив — и порой даже не может толково распорядиться своим редким кинематографическим даром.
В «Аризонской мечте» есть почти гениальные кадры, освещённые животворящей поэзией, а также великолепные иронические парафразы знаменитых лент («К Северу через Северо-Запад», «Крёстный отец», «Охотник на оленей», «Андрей Рублёв», «Красный шар», «Бонни и Клайд», «Невинные дикари», «Жертвоприношение»). Желающие могут продолжить этот список, также добавив в него собственные работы Эмира Кустурицы и обратив внимание на то, что герои имеют фамилии Sweetie и Stalker, естественно, отсылающие к одноимённым картинам Джейн Кэмпион и Андрея Тарковского. Но встречаются, как это ни обидно, проходные эпизоды, которые сделаны словно без вдохновения (между прочим, съёмки «Аризонской мечты» останавливались на три месяца из-за переживаемой режиссёром острой депрессии).
Подобно забавному летательному аппарату, на котором грезящие наяву обитатели американской глубинки хотят взмыть в небеса, фильм Кустурицы то легко устремляется ввысь, то ничком падает вниз — и это случается даже в пределах одной сцены. Как будто подраненная птица взмахивает крыльями — и не может надолго оторваться от земли. Хотя отдельные кадры, снятые Вилко Филачем, постоянным оператором Эмира Кустурицы, стоят больше, чем многие километры плёнки, попусту растрачиваемые в мировом кино. Неудивительно, что «Аризонская мечта», как и три предыдущие работы этого постановщика, вновь была отмечена наградой — специальным призом на фестивале в Берлине.