среда 15 сентября 2010
Где дом друга? / Khane-ye doust kodjast?
год 1987
страна Иран
персидский / русские титры
режиссер Аббас Кияростами / Abbas Kiarostami
сценарий Аббас Кияростами
продюсер Али Реза Заррин
оператор Фархад Саба
композитор Amine Allah Hessine
время 83 мин.
В главных ролях: Babek Ahmed Poor, А. Ли Ахмед Пур, Kheda Barech Defai, Iran Outari, Эт Ансари, Sadika Taohidi, Biman Mouafi, Ali Djamali, Азиз Бабаи, Nader Ghoulami
Выбор фильма Таня Карасева:
«Без фильма Киаростами « Где дом друга? » не обходится ни один из списков лучших фильмов про детей и для детей. Это тоже правильно, но я бы скорее назвала его одним из лучших фильмов про людей и для людей. А « детскость » фильма не в самой истории, которая сложна и неоднозначна, как неоднозначны любые события нашей жизни, а в той редко встречающейся прямоте, с которой она рассказана: без переплетающихся сюжетных линий, аллюзий, двойного дна. Описывая отношения между людьми в мягко говоря не радужных красках, фильм не вызывает брезгливости или желания отгородиться и не иметь с этим ничего общего, более того: когда он заканчивается, хочется остаться в этой деревне, жить в ней, ходить в ней в школу, и это при том, что прекрасно понимаешь, что жизнь здесь – жестче некуда.
Помимо всего прочего, « Где дом друга? » – лучший из известных мне роуд-муви. Только здесь вместо хайвеев какой-нибудь необъятной страны – дорога между двумя деревнями, а вместо поисков себя, или своего прошлого, или еще чего-нибудь неуловимого – конкретная задача: вернуть тетрадь однокласснику. Киаростами потрясающе передает движение, перемещение от одного дома к другому, от одной деревни к другой, и это отчаяние, растущее в мальчике, но никогда не овладевающее им до конца. Каждая сцена, каждый кадр достойны упоминания, но если упомянуть что-то одно, это мог бы быть взгляд Ахмада, когда он понимает, что случайно взял тетрадь друга; или момент, когда камера, неотступно следовавшая за мальчиком, вдруг бросает его, чтобы подслушать разговор двух стариков…
В рецензиях на « Дом друга » часто звучит противопоставление « детского » « взрослому », реже – « современного » « традиционному », а, по-моему, это просто фильм про одного человека, который решил поступить не так, как ему подсказывало окружение, а так как ему самому казалось правильным. Почему он так решил? И откуда вообще берется это представление о правильности ? Для меня это абсолютная загадка.
Первый раз я посмотрела этот фильм лет десять назад, второй – совсем недавно. За время, прошедшее между двумя просмотрами, большинство деталей стерлись из памяти, а осталось просто хорошее воспоминание – как воспоминание о встрече с понравившимся человеком. И еще остался голос Ахмада, повторяющего имя своего друга : « Мохаммад Реза Нематзаде ». Когда я пересмотрела этот фильма, оказалось, что и голос, и человек остались ровно такими, какими я их запомнила, и мне это было очень приятно.»