Feed on
Posts
Comments

среда 22 июня 2016

Страсть Игоря Савицкого

документальный фильм, 2015 г.

Автор сценария и режиссер – Али Хамраев
Генеральный продюсер – Рустам Сулейманов
В фильме использованы материалы из собраний:
Государственного музея искусства им. И.В. Савицкого
Государственного музея Востока
Государственной Третьяковской галерии
Фонда Марджани
Российского государственного архива кинофотодокументов
Центрального архива кино-фото-фоно документов Республики Узбекистан

(Разрешение на показ фильма предоставлено фондом Марджани)

Недавно в Москве прошли показы фильма «Страсть Игоря Савицкого», я посмотрел его в знаменитой галерее «Ковчег». Это уже второй большой фильм, посвященный удивительной истории Савицкого и «репрессированного искусства» России 1920-х – 1930-х, и эта история будет безусловно интересна даже совсем далеким от изобразительного искусства (или от темы репрессий 1930-х) зрителям, она – о потрясающих новостях из нашего общего прошлого.  Первый фильм, сделанный американскими документалистами в 2010 году, был показан в Музее истории ГУЛАГа совсем недавно без участия нашего киноклуба и раззадорил нас на ответный показ: в теме отечественной культуры и, в частности, изобразительного искусства 20 века заложено так много интересного, и у нас есть так много материалов, что просто необходимо начать об этом говорить. Перед кинопоказом и после него мы покажем и прокомментируем фотографии работ и съемку из нашей поездки в музей.

…В августе 2015 года исполнилось 100 лет со дня рождения Игоря Витальевича Савицкого – легендарного исследователя и собирателя, сохранившего для нас важнейший пласт отечественной культуры 20 века, основателя легендарного музея искусств в городе Нукус – столице каракалпакской автономной республики Узбекистана.

Действительно, люди, пересказывающие историю музея и ее основателя, сравнивают ее с восточной сказкой, сказкой о  спрятанных в недоступной пустыне сокровищах. Коллекция насчитывает свыше 84 000 экспонатов и является второй (после ГРМ) коллекцией русского авангарда в мире.

Основанный Савицким в 1966 году музей находится в эпицентре Аральской экологической катастрофы. Среди белых песков пустыни до сих пор ржавеют остовы кораблей ушедшего Аральского моря, олицетворяя социальную и культурную катастрофу советской идентичности.

Савицкий – молодой художник, ученик знаменитого Роберта Фалька участвует в ряде археологических экспедиций в Каракалпакию, исследует только что открытую культуру древнего Хорезма, собирает коллекцию народного прикладного искусства. Благодаря его усилиям история и творчество малочисленного народа привлекает внимание специалистов. Используя это обстоятельство удается убедить власти создать музей.

Культурная среда, в которой жил и работал Игорь Витальевич Савицкий, – в Москве на Арбате и в различных областях Средней Азии имела, как это ни парадоксально, много общего: начиная с первых десятилетий 20 века на Восток, в Среднюю Азию ездили за вдохновением, новыми впечатлениями и просто более сытой и счастливой жизнью русские художники, позднее в годы Великой Отечественной войны многие оказались там в эвакуации. Кто-то из художников, побывав в Азии, увозил домой – в Москву, Киев, Ленинград новые свежие идеи, пропитанные Востоком, кто-то остался там навсегда, чувствуя ухудшение культурного климата в центре страны и все больше увлекаясь восточным влиянием, в котором опосредованно они видели искусство своих кумиров – Матисса, Гогена, Ван Гога. С творчеством художников плеяды 1920-х – 1930-х был хорошо знаком Игорь Витальевич Савицкий, и именно это искусство стало предметом его страстного коллекционирования. Сегодня большая часть коллекции – это работы, несвязанных напрямую с Востоком русских в основном художников, за которым Савицкий приезжал в Москву и Ленинград, покупал или принимал в дар от семей художников, которые зачастую просто опасались за судьбу работ, постоянно ощущали их невостребованность и даже опасность их хранения. Возможно, спасая исчезающую культуру древнего Хорезма, Савицкий увидел с одной стороны огромное культурное значение искусства 1920-х – 1930-х, на себе ощутил его магию, с другой стороны опасность уничтожения этой культуры была очевидной. Савицкий увозил сотни холстов, графических листов, скульптур в Нукус: почти пять суток поездом, затем трое суток на машине через пустыню.

Едва ли в 1960-е – 1980-е годы возможно было предположить, что музей окажется отрезан от внешнего мира не только пустыней, но и государственной границей, возникнут непреодолимые трудности по представлению коллекции в России, и музей получит статус легенды не только из-за своей уникальной коллекции, но и из-за своей недоступности. СА

 

 

 

 

 

 

 

 

19.30 свободный вход. бесплатная регистрация: https://gulagmuseum.timepad.ru/event/339456/

Государственный музей истории ГУЛАГа г. Москва, 1й Самотечный пер., д. 9, стр. 1

Share

Comments are closed.