20 мая 2009
В прошлом году в Мариенбаде / L’annee derniere а Marienbad
Год выпуска: 1961
Страна: Франция – Италия – ФРГ – Австрия
Жанр: Экзистенциальная притча
Продолжительность: 112 минут
Перевод: Профессиональный (двухголосый)
Русские субтитры: нет
зато есть неубираемые АНГЛИЙСКИЕ ТИТРЫ
Режиссер: Ален Рене / Alain Resnais
Сценарий: Ален Рене (Alain Resnais), Ален Роб-Грийе (Alain Robbe-Grillet)
Оператор: Саша Вьерни (Sacha Vierny)
Композитор: Франсис Сейриг (Francis Seyrig)
В ролях: Дельфин Сейриг (Delphine Seyrig), Джорджо Альбертацци (Giorgio Albertazzi), Саша Питоефф (Sascha Pitoeff)
выбор фильма, подготовка к показу и лекция Максим
Описание: Этот фильм в момент своего появления вызвал бурю споров, массу противоречивых оценок – от восторгов до полного неприятия, став на какое-то время чуть ли не нарицательным при определении заумно-интеллектуального (как на Западе) или буржуазно-элитарного (так у нас) кинематографа.
Вторая игровая картина 39-летнего Алена Рене снята им по сценарию одного из основоположников “нового романа” Алена Роб-Грийе, затем тоже переквалифицировавшегося в режиссёры, и, несомненно, оказала в дальнейшем значительное влияние на мировой кинематограф благодаря своим оригинальным поискам и открытиям в области киноязыка. Многие из новаций, предложенных Робб-Грийе и Рене, всё равно были восприняты и усвоены деятелями кино. Поэтому для современного зрителя естественно более спокойное отношение к вероятностному развитию действия – когда всё возможно, любая версия сюжета и его трактовка закономерны. За основу намеренно взят расхожий сюжет, который намекает на наличие “любовного треугольника”. Женщину преследует Незнакомец рассказами о прежней любви в прошлом году в Мариенбаде, когда им противодействовал некто третий, наверно, Муж. Но в мире фильма всё относительно, существует в неизвестной системе координат, со смещёнными понятиями пространства и времени. Всё призрачно и нереально, словно в царстве мертвых. Единственной идеальной надеждой, путеводным лучом света в “краю тьмы” может быть только спасительная память, способная вызволить из тупика амнезии (один из постоянных мотивов творчества Алена Рене). “В прошлом году в Мариенбаде” является непостижимо удавшимся прозрением о запредельном кинематографе, где образы, порождённые кинокамерой, как бы постоянно материализуются из безвоздушного пространства и встречаются с такими же кинообразами, которые вновь создаются непосредственно в момент проекции.
Лента Рене, являясь образцом многажды обруганного “чистого, формального искусства”, действительно уникальна по стилистике, характеру кинематографического мышления, художественному ритму. Изумительный оператор Саша Вьерни использует столкновение чёрного и белого цветов, четко выстроенные, почти геометрические композиции и виртуозно владеет камерой. Картина “В прошлом году в Мариенбаде” не без художественного скандала получила главную премию в Венеции. Но самой большой неожиданностью следует считать то, что будучи отвергнутой на предварительной стадии оскаровской номинации за лучший иноязычный фильм 1961 года, всё-таки попала на следующий год в другую категорию “оригинальный сценарий”. Претендентом был Ален Роб-Грийе, пусть и проиграл авторам более понятной адюльтерной истории “Развод по-итальянски”.
Награды и номинации:
Венецианский кинофестиваль (1961г) – «Золотой лев»
Оскар (1963г) – Номинация «Лучший оригинальный сценарий»
Британская академия (1963г)