Feed on
Posts
Comments

среда 13 апреля 2011

Битва за Алжир / La battaglia di Algeri

год 1966

страна Италия, Алжир

в основном французский, арабский / русские титры

режиссер Джилло Понтекорво / Gillo Pontecorvo

сценарий Джилло Понтекорво, Франко Салинас

продюсер Антонио Музу, Язев Саади, Фред Бэйкер

оператор Марчелло Гатти

композитор Эннио Морриконе, Джилло Понтекорво

время 121 мин.

В главных ролях: Брахим Хаджади, Жан Мартен, Язев Саади (в роли самого себя!), Самиа Керьаш, Уго Палетти, Фусия Эль Кадер, Омар, Мохамед Бен Кассен, Мишель Керьаш, Франко Моричи

Выбор фильма Paul Eng:

“While the film was made in the 1960′s about events in the 1950′s, it’s lessons and relevance is as meaningful today if not even more so considering the current news headlines. First and foremost, it was about the events leading to the independence of Algeria from French colonial rule. It documents the methods and policies of how that happened. It’s the tale of how asymmetrical warfare which we call terrorism/insurgency today, was able to beat a formidable formal army. This film is still studied by terrorist and official state armies alike to be able to glean insight in how to win such a war.

But as insightful as this film is, the lessons for most are lost. The methods alone are not enough to win, the will to win is much more important. It’s the essence of what is happening across the middle east today. The will to win their freedom from the autocrats that are supported by the very same former colonial rulers. As history and this film will show, they will win.»

(В то время как фильм был снят в 1960-ых о событиях 1950-ых годов, его уроки и актуальность все так же важны сегодня, если даже не в большей степени, учитывая заголовки сегодняшних газет. Прежде всего, этот фильм о событиях, приведших к независимости Алжира от Французского колониального строя. Фильм документирует методы и политику того, как это произошло. Это рассказ о том, как асимметричная борьба, которую мы сегодня называем терроризм или повстанческие действия, смогла победить огромную армию. Этот фильм до сих пор изучают террористические и официальные государственные структуры, чтобы иметь возможность проникнуть в суть – как выиграть такую войну.

Тем не менее, каким бы проницательным не был этот фильм, его уроки для большинства не доходят. Одних только методов недостаточно чтобы победить, стремление победить гораздо важней. Это суть того, что сейчас происходит на Ближнем Востоке. Желание отвоевать свою свободу от диктаторов, которых поддерживают все те же бывшие колониальные правители. Так же как и история, этот фильм покажет, что они победят).

«В разгар войны за независимость Алжира французский полковник-парашютист Матье (Мартен) получает задание уничтожить вождя городской герильи Али по прозвищу Острие (Хаджиаг) и тем самым восстановить в мятежной колонии «закон и порядок».
Вчерашний борец с нацизмом, ставший карателем и мастером пыток, – против мелкого воришки, превратившегося в национального героя. Слепые стены и лабиринты Касбы, древнего арабского квартала Алжира, – против его европеизированного центра из стекла и бетона. Война для Понтекорво – не ожесточенная схватка, а кропотливая работа, чью технологию он поднимает до уровня высокой трагедии, борьба камня и подтачивающих его капель воды. Красота фильма – в ритме этих «капель» Сопротивления: проза военных сводок становится поэзией. Женщины, проносящие под накидками бомбы в европейские бары, методичны и жестоки: их правота – правота набегающего на берег прилива. Так же методичны, жестоки и уверены в своей правоте парашютисты, взрывающие дома, где укрылись террористы. Понтекорво не отводит камеру от тел случайных жертв мясорубки; он убежден, что на их, по-видимому, бессмысленно пролитой крови вершится таинство рождения нации.» (c) М. Трофименков

«Битва за Алжир – красивейший фильм, снятый очень точно, очень «кинематографично»: кажется, что у авторов есть конечно свое мнение по поводу того, кто в этой истории прав, кто виноват (в одной из главных ролей лидер алжирской революции Саад Ясеф собственной персоной), но, как в любом настоящем кино, это мнение авторов не имеет значения, у фильма есть огромный масштаб, какая-то экзистенциальность, и конечно привет нам всем из далеких шестидесятых, когда на проблемы терроризма смотрели совершенно по-другому. Раз уж речь идет о восточных революциях (и в фильме и сейчас в новостях), кажется удивительным слышать совершенно полярные мнения о том, кто прав, кто виноват: например на Западе есть одно мнение про палестинский конфликт, в России – совершенно другое. В России думают одно про конфликты на Кавказе например, на Западе у людей совершенно другое мнение. Как ни странно вот этот фильм итальянца Понтекорво то ли приблизил для меня эти полярные позиции, то ли вообще их все спутал. По крайней мере я уверен, что простых мнений, позиций или решений на данную тему после этого фильма лучше не иметь.. Авторы из фильма о социальной катастрофе сделали какое-то эпическое кино о Судьбе и о Свободе. Приз Венецианского фестиваля 1966 года.» Саша Аневский

Share

Comments are closed.