Любовное настроение / Fa yeung nin wa
год 2000
страна Франция, Гонконг
китайский язык / русские титры
режиссер Вонг Кар-Вай / Wong Kar Wai
сценарий Вонг Кар-Вай
продюсер Вонг Кар-Вай, Уильям Чанг, Йе-Ченг Чан, …
оператор Кристофер Дойл, Пунг-Леунг Кван, Ли Пинбинь
композитор Майкл Галассо, Шигеру Умебаяши
время 98 мин.
В главных ролях: Мэгги Чун, Тони Люн Чу Вай, Пинг Лам Сиу, Танг Чо «Джо» Чунг, Ребекка Пан, Келли Лаи Чен, Май-Лэй Чан, Чжи-гун Чен, Рой Чунг, Полин Сун
Великие фильмы о любви:
Если спросить любого человека – какие великие фильмы о любви он может назвать, то по началу вопрос может показаться чуть ли не банальным. Фильмов о любви огромное количество. Выбор огромный…
Но вот если, именно великие, а не просто хорошие и именно про любовь, а не как одна из линий сюжета? То над этим вопросом стоит подумать.
А потом начинаешь задумываться: что значит великие? Признанные киношедевры или великие для тебя лично? Ведь, наверное, у каждого есть фильм, который по его мнению, лучше всего рассказывает о любви.
Вот и хотелось бы узнать: какие фильмы о любви вы считаете великими и хотели бы показать другим?
Выбор фильма Полина Зябухина:
«Любовное настроение» – перевод с английского. Оригинальное название фильма – «Годы, подобные цветам». И одно, и другое отражает ту самую легкость и ощущение ирреальности, которые остаются после его просмотра, хрупкость, которую режиссер придает всему. Главная героиня фильма неподражаемо стройна и грациозна. Она не идет, а медленно плывет, и каждое ее движение изящно. Тонкая скрипичная музыка, сопровождающая персонажей в те моменты, когда возможно изменить что-то в жизни, и когда они этого не делают. Интерьеры – Гонконг начала шестидесятых, коммунальная квартира, мелкие офисы, дешевый ресторанчик. Везде очень много ткани – выцветшие занавески, салфетки, покрывала, скатерти в крупных цветах. Они кажутся изношенными и старыми. Люди, обитающие в этих комнатах, тоже изношены, серы, измучены постоянными размышлениями над своими чувствами и неспособности решиться на что-либо. Драма главных героев, мужчины и женщины, живущих в соседних комнатах в обыкновенной коммуналке, такова: они узнают, что их супруги изменяют им друг с другом. Постепенно они сближаются, но однажды героиня произносит слова, ключевые в их отношениях: «Мы не будем, как они».
Трепетность «Любовного настроения» присутствует во всем, и, конечно, в работе камеры. Фирменный стиль постоянного оператора Кар Вая – Кристофера Дойла – здесь немного сглажен по сравнению с его предыдущими фильмами, но мы все же видим необычные ракурсы, множество отражений в зеркалах, просвечиваний сквозь прозрачную занавеску, кадров в окне или в узкой полоске между створками приоткрытой двери. Самое открытое пространство в основной части фильма – переулок, где героев часто настигает дождь. Здесь почти нет запомнившихся по другим фильмам искусственного ядовитого света и резких движений камеры – фильм мягок и нетороплив. Часто мы видим несколько сцен из жизни героев объединенными в одну и таким образом понимаем, что одни и те же действия они повторяют изо дня в день. Различить их можно лишь по платьям Мэгги Чун и галстукам Тони Люна.
Камерность фильма нарушается в самом его конце: приезд Шарля де Голля в Камбоджу и кажущийся непривычным после этого фильма французский язык. Затем – древний индуистский храм Ангкор-Ват, в котором герой навсегда оставляет свою тайну. Видя на развалинах буддийского монаха, наблюдающего за ним, поневоле задумываешься о ничтожности одной человеческой жизни и одной тайны. Монах смотрит на героя спокойно и отрешенно. Потом – слова: «Он вспоминает ушедшие годы, словно смотрит в плохо вымытое мутное оконное стекло».
Жизнь идет дальше, герой постепенно забывает лицо своей возлюбленной, и секрет остается в стене храма. Красота «Любовного настроения» – именно в его законченности. «2046», связанный с ним главным героем, только формально является продолжением, на самом деле говоря уже совсем о другом. Кар Вай называет «2046» эпилогом любовной истории, которая уже закончилась. Речь в нем идет о воспоминаниях, о том, как это повлияло на жизнь героя – но самой истории уже нет. Всего в сто минут режиссер поместил совершенное по форме произведение искусства, фильм, который можно пересматривать бесконечно».