Пес-призрак: Путь самурая / Ghost Dog: The Way of the Samurai
год 1999
страна США, Германия, Франция, Япония
английский / русские титры
режиссер Джим Джармуш / Jim Jarmusch
сценарий Джим Джармуш
продюсер Ричард Гюэ, Джим Джармуш, Диана Шмидт
оператор Робби Мюллер
композитор RZA
время 116 мин.
В главных ролях: Форест Уитакер, Джон Торми, Клифф Гормен, Деннис Лю, Фрэнк Минуччи, Ричард Портноу, Триша Весси, Генри Сильва, Джин Руффини, Фрэнк Адонис
Выбор фильма Саша Аневский:
«Уже около двух лет я хочу показать это кино, и каждый раз не решаюсь – мне кажется, пса-призрака уже все давно сто раз видели, и вообще фильмы Джармуша для ребят вокруг меня – общее место: Джим Джармуш один из лучших режиссеров в мире, даже хочется обобщить: Джармуш – это такой голос моего поколения, человек, который все правильно понимает (про музыку или про битников, про Джонни Дэппа или Тома Вэйтса). Удивительно, но ему сейчас почти столько же лет, сколько моему отцу… так что о каком поколении может идти речь?! Вот такой человек снял в 1999 году фильм «Пес-призрак: путь самурая» и этот фильм был первым фильмом Джима Джармуша, который я посмотрел, и конечно стал фильмом, который определил мои личные эстетические и какие-то еще ориентиры навсегда.
Формально критика, написанная о псе-призраке, определяет его как «философско-гангстерское кино» и соответственно ставит его рядом с «Крестным отцом» или самурайско-философско-бандитскими фильмами Куросавы. Все так, и это вполне хорошее соседство. Но Джим Джармуш такой режиссер, не то чтобы постмодернист, но он очень отстраненно, как-то всегда чуть иронично относится к своим героям, к фабуле, даже к философии каждого фильма. Никогда не возникает ощущения, что зрителю что-то навязывают (кстати Джармуша считают ненавистником Голливудских традиций кино, думаю, именно в этой «ненавязчивости» его антиголливудский метод). Пес-призрак - фильм про наемного убийцу в городе Нью Йорке, который очень хорошо делает свою работу. Его самурайскую логику и мораль жизнь все время проверяет на прочность – ведь кажется, современный мир лишен понятий чести или справедливости, или нет? Я лично думаю, что Бог с ней, с философией, главное – этот фильм очень точно иллюстрирует состояние сосредоточенности, состояние осознанного спокойствия и ежесекундной готовности к действию. И тут важнейшую роль, как художественное средство, играет музыка…
…Наверное кто-нибудь испытывал стойкое отторжение любой музыки в стиле рэп? Это уж точно было в моем детстве, и это было принципиально. Даже сейчас все эти гопники разного цвета, всегда ужасно одетые, с невероятными девицами и машинами, заработанными явно криминальным путем… все это несерьезно. Так вот, именно такая музыка заложена в основу фильма и иллюстрирует основные его идеи! Для меня это просто открыло глаза на совершенно новый культурный источник, который среди моих друзей или может быть в моей стране все игнорировали.
Дело в том, что музыки развелось невероятно много, она даже ассоциируется с определенным социальным положением, определяет важнейшие нравственные и духовные ориентиры людей, для многих она по сути заменила религию – с ума сойти – думаю, музыка для меня лично одна из главных вещей в жизни. Так вот, музыка из пса-призрака – это именно такие боевые барабаны, такая специальная ритмичная дробь, которая призвана собрать человека, заставить его сконцентрироваться, действовать. Это не музыка для танцев, это музыка для кунг фу, со всей вытекающей из этого философией. Эта музыка, как и эта философия необходимы нам сегодня, чтобы осознать себя как воинов, способных противостоять во-первых прессу современной жизни, и во-вторых ее расслабленности, пустоте, которую нам навязывает в том числе и пресловутый Голливуд.
Музыку написал RZA, самый важный композитор, исполнитель и продюсер объединения музыкантов Wu Tang Clan ( Wu Tang и Public Enemy, о которых тоже будет кое-что в фильме, это Толстой и Достоевский мирового хип-хопа). Стиль, образ, философия, которую проповедуют музыканты Wu Tang Clan, очень далека от имиджа рэперов-гопников с музыкальных телеканалов. Нам важно как минимум быть в курсе существования таких правильных людей, а там уже дело за малым…»
Спасибо. Это было то, что надо!