Feed on
Posts
Comments

среда 09 февраля 2011

Музыкальная комната / Jalsaghar

год 1958

страна Индия

бенгальский / русские титры

режиссер Сатьяджит Рей / Satyajit Ray

сценарий Тарашанкар Банерджи, Сатьяджит Рей

продюсер Сатьяджит Рей

оператор Субрата Митра

композитор Устад Вилаят Хан, Азиз Кумар, Робин Маджумдер

время 100 мин.

В главных ролях: Чхаби Бисвас, Падма Деви, Пинаки Сенгупта, Гангапада Басу, Тульси Лахири, Кали Саркар, Вахид Кхан, Рошан Кумари, Сардар Ахтар, Бисмилла Кхан

Выбор фильма Таня Карасева:

«Либо передо мной самые удивительные музыканты на земле, либо самый удивительный музыкальный режиссер,»– размышляла я во время просмотра «Музыкальной комнаты». И хотя главный индийский киноклассик Сатьяджит Рей к теме музыки обращался нечасто, нескольких сцен из «Музыкальной комнаты» достаточно, чтобы убедиться в том, что мое второе предположение недалеко от истины.

Рей снимает музыкантов так, что каждое их движение, каждый их взгляд кажутся безумно важными и навсегда остаются в памяти. В этих кадрах видишь людей, не актеров, в данную секунду полностью поглощенных своим делом, и одновременно – режиссера, смотрящего на них с огромным интересом. То, к чему так часто стремятся режиссеры, работающие на стыке документального и художественного кино, удается Рею без видимых усилий и без какой-либо претензии на документальность.

История обнищавшего заминдара (индийского феодала), продающего «остатки былой роскоши», чтобы последний раз насладиться звуками музыки, может показаться немного шаблонной, а лирический гуманизм Рея – наивным, но всё это искупается беспристрастностью Рея. Он не скорбит об упадке аристократии и не радуется ему, не осуждает и не превозносит своих героев, он просто сопровождает их в разные моменты их жизни.

Фильм музыкален не только своей темой. Он сам – музыка: он не рассказывает, а скорее течет, его можно слушать внимательно, восторгаясь каждой нотой, можно слушать рассеянно, думая о чем-то своем, а когда он заканчивается, его сразу же хочется переслушать.

Это черно-белый фильм, но черно-белый – не формальная характеристика и не эстетическая программа. Рей играет черным и белым как теми же нотами, заставляя на время забыть о том, что где-то существуют другие краски.

Часто слышишь фразу: «Этот фильм надо смотреть на большом экране». Я смотрела «Музыкальную комнату» дома на компьютере, но фильм как будто выплеснулся за пределы экрана и ощущения были схожи с теми, что испытываешь в кинозале. Тем не менее, желание увидеть его на большом экране никуда не делось, поэтому показ «Музыкальной комнаты» в рамках Киносреды еще и мой подарок самой себе. И, конечно же, всем тем, кто еще не видел этого фильма.»

“These are either the most stunning musicians on earth, or the most stunning musical film director on earth,” that’s what came to my mind while I was watching “The Music Room” by the major Indian filmmaker Satyajit Ray. And even though the theme of music is not too recurrent in Ray’s pictures, the few musical scenes from this film go to prove that my second assumption is not far from being true.

Ray films musicians making each of their moves, each of their glances seem utterly precious and important. We see men, not actors, totally absorbed in what they are doing, and at the same time we see the film director observing them with great interest and curiosity. This effect that so many filmmakers merging fiction and documentary strive to, is achieved by Ray in a seemingly effortless manner, without any attempt to make it look as a documentary.

The story of an impoverished zamindar (Indian feudal landlord) having to sell all that’s left in order to enjoy the sound of music one last time may seem a bit conventional and Ray’s lyrical humanism slightly guileless, but this is totally redeemed by his objectiveness and impartiality. Ray is neither moaning nor celebrating the decay of a noble dynasty, neither condemning nor admiring his character, he simply accompanies him at different stages of his life.

Music is not just the subject matter of the film. The film itself is music: you can listen to it with great attention, capturing each note, or absent-mindedly thinking about something else, but once it’s over you certainly want to hear it again. The black&white is not a formal feature of the film or an aesthetic agenda: Ray uses the black and the white to compose his own music and makes us forget for a while that the world is full of other colors.

You can often hear people saying: “This movie should be watched on a big screen”. I have watched this film on my laptop, but the film, too ample for a tiny computer screen, kind of expanded to all the space around me. Nevertheless, I still want to experience watching it on a big screen and this screening at Kinosreda, in a way, is my present to myself. And, of course, to everyone who will discover it with me next Wednesday.”

Share

Comments are closed.