среда 02 сентября 2009
УЩЕРБ(РОКОВАЯ ЖЕНЩИНА) / DAMAGE(FATALE)
Год выпуска: 1992
Страна: Великобритания-Франция
Жанр: Драма
Продолжительность: 1:51:14
АНГЛИЙСКИЙ + РУССКИЕ СУБТИТРЫ
Режиссер: Луи Маль /Louis Malle
В ролях: Джереми Айронс /Jeremy Irons/, Жюльет Бинош /Juliette Binoche/, Миранда Ричардсон /Miranda Richardson/, Руперт Грэйвз /Rupert Graves/, Иан Бэннен /Ian Bannen/
выбор фильма, подготовка к показу и лекция Таня
Луи Маль один из немногих режисеров, над которыми не давлела тенденция. Глядя его фильмы, не подумаешь, что они сняты одним человеком. Он переживал разные периоды в кинематографе и каждый раз бывал очарован их идеями, новыми красками и возможностями. Он снимал фильм, но сам ускользал из плена школы, «волны» или направления. Между «Зази в метро» и «Прелестной малышкой», между «Любовниками» и «Ущербом» пропасть в киноязыке, идеях и методах. Можно даже сказать, что такого режиссера как Луи Маль не существует во временной протяженности, зато внутри каждого фильма он абсолютно верен себе. Один из сценаристов говорил, что Луи Маля более интересует действительность, чем творчество. Но это означало лишь то, что он настолько свободен как художник, настолько почти бессознательно владеет языком кино, что может, ни о чем не задумываясь, перебросить в картину взволновавший его момент действительности. Он играет с языком кино легко, как ребенок, переходя от одной игры к другой, но всегда абсолютно верит в правила игры.
Луи Маль прожил достаточно долгую кинематографическую жизнь. Идея «Ущерба» застала его, видимо, в период его увлеченности новым европейским кино девяностых. Луи Маль виртуозно «копирует» его почерк. Думаешь: может быть этот фильм снял Кеслевский? Музыка та же — Прайснер. Та же Жюльет Бинош; кажется, даже с тем же выражением лица. Фон тот же — жизнь объединенной Европы. Ну вот только, что скандалы и нарушения табу — собственная любимая тема Луи Маля. Но это всего лишь история, сюжет. Интересно, что и сам этот сюжет был уже почти осмеян Франсуа Трюффо в фильме «Американская ночь» почти за 20 лет до «Ущерба». Что же привлекает Луи Маля в возможности сделать фильм, в котором, кажется, все вторично? Актерская игра? Драматургия? Но Джроми Айронса и Миранду Ричардсон мы именно так себе и представляли — кажется, ничего нового. Операторская работа, работа художника — не подкопаешься, но вряд ли этим можно кого-то удивить теперь. Однако, Луи Маля эти вопросы не беспокоют. Он вне тенденции, он в игре. Нечто в действительности лишило его покоя, и он делает картину, не думая, почему делает именно так. Просто потому, что не отделяет себя от кино. И, как мы увидим, не зря. Так как это, пожалуй, единственный способ не быть вторичным, общаясь с живой, современной тебе культурой.
Татьяна Симоненкова