Feed on
Posts
Comments

среда 27 октября 2010

Стыд / Skammen

год 1968

страна Швеция

шведский язык / русские титры

режиссер Ингмар Бергман / Ingmar Bergman

сценарий Ингмар Бергман

продюсер Ларс-Уве Карлберг

оператор Свен Нюквист

художник П.А. Лунгрен, Маго, Lennart Blomkvist

время 103 мин.

В главных ролях: Лив Ульман, Макс фон Сюдов, Сигге Фюрст, Гуннар Бьёрнстранд, Биргитта Вальберг, Ганс Альфредсон, Ингвар Челльсон, Фрэнк Сундстрём, Ульф Юханссон, Вильгот Сьёман

Три фильма, без которых нельзя обойтись:

В течение этого месяца мы будем смотреть фильмы, снятые великим шведским режиссером кино и театра и писателем Ингмаром Бергманом, чей личный вклад в мировой кинематограф равен вкладу крупной кинематографической державы. Он снял как режиссер более 60 фильмов, а сколько пьес поставил трудно подсчитать. У него есть фильмы «трудные», менее удачные (их немного), но любой из них несет на себе печать его гения и стоит неоднократного просмотра, тем более что загадок и вопросов после фильма часто остается больше, чем ответов. И это тоже их достоинство. Так как мы вряд ли предложим Вам ретроспективу ВСЕГО его творчества, рассчитанную на год, и ограничиваем этот праздник месяцем, то выбрать «самое-самое» все-таки приходится, и это будут абсолютные шедевры, без элементарного представления о которых сейчас уже трудно считаться сведущим в кино человеком, шире – человеком культуры. Но смотреть их следует, конечно, не из-за этого, а потому что мало фильмов, в которых с такой глубиной, прямотой, ясностью и простотой, силой и страстью выражается наше присутствие здесь… (М.Лебедев)

Про этот фильм мало говорят критики, еще бы! До сих пор не было общего мнения о смысле картины и даже о смысле названия. Почему, собственно, СТЫД? А так как нам часто интереснее отправиться в неизведанные области, чем в затоптанные декорации с надписью «здесь был Я», то я и решился предложить Вам этот странный фильм-загадку великого мастера Бергмана.
Сам режиссер рассказывает о своем фильме следующее: «Первоначальным фоном фильма «Стыд» был страх. Я собирался показать, как бы я вел себя в период нацизма, если бы Швеция была оккупирована… я пришел к выводу, что я и физически и психически труслив, за исключением тех моментов, когда впадаю в ярость. Но в ярость я впадаю на момент, а труслив постоянно. Во мне силен инстинкт самосохранения, но моя ярость может сделать меня храбрецом. Это физиологическое явление. Но
как бы я смог вынести долгую, изматывающую, холодную угрозу?.. Что от фашиста сидит в нас самих? В какой ситуации мы можем из добропорядочных социал-демократов превратиться в активных фашистов. Я все больше убеждаюсь в том, что, когда на человека оказывают сильное давление, он впадает в панику и исходит лишь из соображений собственной выгоды. Этой теме и посвящен фильм» (Цит. по: Бергман о Бергмане. М.: Радуга, 1985. С. 247 – 250).
Критики же анонсируют его так: Супруги Ян и Эва Розенберг – музыканты. Сердечная болезнь Яна заставила их поселиться на небольшом острове Балтийского моря. Начавшаяся война достигает острова и разрушает их идиллическое существование. Хотя Розенбергам чужды и непонятны цели враждующих лагерей, они оказываются униженными и несчастными. Чувство страха переходит в желание мстить.
От себя добавлю, что это не реализм, не притча и не фантастика, а больше похоже на СТАЛКЕР Тарковского, элементом абсурда
происходящего, но и только. Так что выводы можно делать после просмотра самим.

Share

Comments are closed.