Седьмая печать / Det sjunde inseglet
год 1956
страна Швеция
шведский / русские титры
режиссер Ингмар Бергман / Ingmar Bergman
сценарий Ингмар Бергман
продюсер Аллан Экелунд
оператор Гуннар Фишер
композитор Эрик Нордгрен
художник П.А. Лунгрен, Манне Линдхольм
время 96 мин.
В главных ролях: Гуннар Бьёрнстранд Макс фон Сюдов Бенгт Экерот Нильс Поппе Биби Андерссон Инга Гилль Мод Ханссон Инга Ландгре Гуннель Линдблум Бертиль Андерберг
Три фильма, без которых нельзя обойтись:
В течение этого месяца мы будем смотреть фильмы, снятые великим шведским режиссером кино и театра и писателем Ингмаром Бергманом, чей личный вклад в мировой кинематограф равен вкладу крупной кинематографической державы. Он снял как режиссер более 60 фильмов, а сколько пьес поставил трудно подсчитать. У него есть фильмы «трудные», менее удачные (их немного), но любой из них несет на себе печать его гения и стоит неоднократного просмотра, тем более что загадок и вопросов после фильма часто остается больше, чем ответов. И это тоже их достоинство. Так как мы вряд ли предложим Вам ретроспективу ВСЕГО его творчества, рассчитанную на год, и ограничиваем этот праздник месяцем, то выбрать «самое-самое» все-таки приходится, и это будут абсолютные шедевры, без элементарного представления о которых сейчас уже трудно считаться сведущим в кино человеком, шире – человеком культуры. Но смотреть их следует, конечно, не из-за этого, а потому что мало фильмов, в которых с такой глубиной, прямотой, ясностью и простотой, силой и страстью выражается наше присутствие здесь… (М.Лебедев)
Описание: Один из центральных фильмов в творчестве Бергмана. Несомненный шедевр, образец суровой поэтики европейского севера и одновременно признательный поклон эстетике Акиры Куросавы. Герой фильма играет в шахматы со Смертью, заключив с ней договор, что та не тронет его до конца партии и оставит жить, если проиграет. Бергман утверждает, что благодаря этой картине, он избавился от собственного страха смерти.
В середине XIV века рыцарь Антониус Блок (Макс фон Сюдов) и его оруженосец (Гуннар Бьёрнстранд) возвращаются после десяти лет крестовых походов в родную Швецию, земля которой устлана трупами, падшими от черной чумы. Бергман рисует полотно Апокалипсиса, герой его играет в шахматы со Смертью, заключив с ней договор, что та не тронет его до конца партии и оставит жить, если проиграет. Блок смертельно устал от жизни, и вокруг себя не видит того, ради чего стоило бы жить, но им движет любопытство – вокруг деяния людей, отмеченных Сатаной, а ему хочется убедиться в том, что есть и Бог. И об этом он готов спросить даже одержимую девчонку, которую везут на сожжение как ведьму, наславшую чуму. Но та не знает ответа. Проходя через ад Босховских персонажей и событий, изведав лишь одно кратковременное счастье земляники и молока, предложенных ему истинным героем картины, акробатом бродячего цирка, Блок проигрывает партию Смерти, и зловещая фигура в черном уводит его и остальных вверх по невидимой черте в небе. Видит их только циркач, в фантазии и видения которого не верит любящая его жена. Но, возможно, только таким людям и являет сияние своего лика Господь?… Несмотря на явную мрачность черно-белой аллегории, в картине есть место и юмору, и соленой шутке, а иначе какая же это была бы жизнь?
Перед началом показа развернутое вступительное слово Максима Лебедева.
Второй фильм цикла – ПЕРСОНА на следующей неделе.