Feed on
Posts
Comments

среда 01 мая 2013

Алиса/ Neco z Alenky

Чехословакия – 1988

чешский язык / русские субтитры

режиссер Ян Шванкмайер / Jan Svankmajer

сценарий Ян Шванкмайер, Льюис Кэрролл

оператор Святоплук Малы

художник Ян Шванкмайер, Йири Блага, Ева Шванкмайерова

монтаж Мари Земанова

время 86 мин.

В главных ролях: Кристина Кохоутова, Камилла Пауэр

Выбор фильма Федя Мальгинов:

«Ян Шванкмайер – крупнейший чешский режиссёр, и совершенно особенный режиссёр. Вещи, которые он снимает, поражают своей нереальностью и в то же время очень большой натуралистичностью. Бесшовно сочитая в своих фильмах реальных персонажей и анимацию он незаметно вводит нас в загадочный потусторонний мир, прекрасный своей игрушечностью и в то же время стопроцентной серьюзностью – как это бывает у детей и фантазёров.

«Анимация для меня – это животворящее волшебство. Это значит, что я не только пытаюсь сделать неподвижные объекты живыми. Я хочу, чтобы объекты жили в буквальном смысле слова. В этом и заключается ведущий психологический фактор – этот момент и является для нас состоянием волшебства… Наши предки, вероятно, умели оживлять предметы благодаря исключительно напряженной внутренней психической работе, в чем для меня и заключается корень всего магического. В этом смысле анимация заменяет то, в чем наши предки вовсе не нуждались – так называемый эликсир сотворения жизни. Таково мое понимание процесса. Сегодня большинство аниматоров склонны полагаться лишь на современную технику. Тем самым оставаясь заложниками нынешней технократии. Из-за чего и не способны разглядеть сотворения настоящего чуда». – говорит Шванкмайер.

Впервые я познакомился с его творчеством, посмотрев несколько мультфильмов на Ютубе. Я никогда не видел ничего похожего – пластилин абсолютно живой, или с виду реальные люди, ведущие себя совершенно мультипликационно, посуда, предметы, всё оживает и обретает характер. Сюрреалистичность формы ничуть не мешает автору говорить о важных для него вещах, где-то даже вечных, и в этом он тоже преступает каноны такого, казалось бы, развлекательного жанра, как современная мультипликация.

Безусловно, когда я узнал, что этот режиссёр снял фильм по мотивам сказки Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес» – произведения, которое само по себе сюрреалистично, я подумал, что это должно быть что-то совершенно феерическое, это именно те два автора, которые просто обязаны были встретиться. И я не ошибся.

Большинство экранизаций Алисы, по сути, представвляют собой некоторое изображение сказочной реальности, потом, к тому же, оказывающейся сном. У Шванкмайера получилось снять это так, что зритель сразу, без промедления оказывается в сне. Не сказочном, настоящем – не менее реальном, чем сама жизнь. Нет никаких сомнений, что это сон, все вещи, присутствующие этому состоянию налицо: странные переходы, дежавю, превращения, внутренний голос, скачки между планами, страшные моменты, решающиеся каким-то своеобразным путём.. и, самое главное, отсутствие идеи того, что это сон. То есть ты, может быть, где-то в глубине даже и знаешь, что это сон, но живёшь здесь совершенно по-настоящему, ничуть не пытаясь развить эту идею – как и бывает в настоящем сне. И вот этот вот парадокс заставляет нас поверить в то, что всё, что происходит, настоящее, как мы верим самым невероятным вещам, видя их в своём сне, а потом рассказываем, как это было, без тени сомнений в возможности произошедших событий – это же всё _было во сне_. Там всё может случиться.

Приглашаю вас посмотреть этот потрясающий фильм, в котором всё может случиться, первого мая в Киноклубе в Циферблате на Покровке в 20:30. Циферблат – место, где мы платим только за время, 2 рубля в минуту, чай, кофе, печеньки – бесплатно. Специально для посетителей Киноклуба специальный бонус: сколько бы вы не пробыли в Циферблате, начиная с 20:30, с вас не возьмут больше 300 рублей. До встречи!»

 

Share

Comments are closed.